Последний на текущий момент 66-й номер журнала Сеанс был посвящен польскому кино и сообщал о его нынешнем бурном развитии. Среди важных действующих лиц на его современном ландшафте называлась и Малгожата Шумовска. Любимица Берлинского кинофестиваля, обладательница серебряных леопарда и медведя (режиссерские призы Локарно и Берлина), не изменила себе и на этот раз: ее седьмой полнометражный фильм, осторожно переведенный на русский язык как «Лицо» (хотя ему больше подошло бы менее корректное «Рожа» или даже «Харя»), участвовал в конкурсе Берлинале-2018 и взял там гран-при (условное второе место фестиваля).

Фильм «Лицо» и человеческие пороки

В «Лице» Шумовска язвительным взглядом всматривается в пороки своих соотечественников. Это становится ясно уже в первой сцене упоительного рапидного забега людей в нижнем белье, стремящихся урвать на распродаже широкоэкранные телевизоры. Далее мы услышим и расистские шуточки, и трепетный интерес местного священника к сексуальной жизни своих прихожан, и мечты об эмиграции. Но для начала мы познакомимся с Яцеком (Матеуш Косьцюкевич, супруг режиссера и постоянный ее актер), первым парнем на деревне, живущим под одной крышей с большой семьей: мать, сестра, ее муж и дети. Он рассекает красивые польские пейзажи на своей малолитражке под Металлику, работает на пыльной, но престижной стройке, встречается с королевой провинциальных дансингов Дагмарой и даже успеает с ней помолвится. В общем жизнь бьет ключом пока Яцек не проваливается в Иисуса, в прямом смысле слова, на той самой стройке самой высокой в мире статуи мессии, которую затеяли польские власти видимо назло бразильцам.

Фильм «Лицо» и его новая рожа

Яцек чудесным образом воскресает. Чудом оказывается медицинский эксперимент по трансплантации лица. Вместо него у Яцека теперь самая что ни на есть рожа, зато он жив и цел. Пока его новая физиономия приживается, старая жизнь отторгается. Дагмара уходит к другому, свояк сторонится, племянники то боятся, то насмехаются, и даже мать не может узнать сына, считая что в нем поселился лукавый. Сцена экзорцизма, конечно же, прилагается. Лишь сестра сохраняет к Яцеку прежнее нежное отношение, для которой внутренняя красота важнее внешней. Очевидно, что для Шумовской сестринская любовь – самая честная, и оказывается более стойкой, чем романтическая и даже материнская.  Сестра сопровождает Яцека во всех появившихся житейских сложностях, которые режиссер неоднократно обыгрывает гэгами. Так, он становится моделью и обрастает даже своей фан-базой, что тоже сообщает не то чтобы хорошее о местных жителях. Узость их взгляда подчеркивается и оптикой. Шумовска с оператором Михалом Энглертом усердствуют над изображением кадра, добрая половина которого большую часть фильма остается расфокусе.

Но насколько широк взгляд самой Шумовской? Подобно всем героям «Лица» за исключением Яцека и его сестры, готовым направо и налево судить по одежке, и зрителю не остается ничего иного, как осуждать их за частные проявления. Неужели все они такие мерзавцы, что даже мемориального Иисуса от них воротит?

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше