Новый фильм Убийство священного оленя Йоргоса Лантимос  является закономерным продолжением его творческого пути. Режиссёр вновь создаёт мифологическое условное пространство, герои которого существуют внутри собственной системы правил и установок, при этом остаются ведомыми и бессильными перед своей судьбой, которая нависает над ними, как дамоклов меч. Однако в отличие от предыдущих картин, в «Убийстве священного оленя» автор максимально сгущает краски, доводя абсурд до безумия и превращая древнегреческую трагедию в триллер. В то же время сам Лантимос утверждает, что относится с иронией к гнетущей атмосфере фильма, а зрителю необходимо обладать довольно специфическим чувством юмора, чтобы разделить его чувства относительно происходящего на экране. Осталось выяснить, где же заканчивается драма и начинается ирония, если ни сюжет, ни фабула, ни форма повествования не подразумевает комичного эффекта.

Фильм «Убийство священного оленя» и классические произведения искусства

С художественной точки зрения картина Лантимоса идеально выверена и наполнена многочисленными аллюзиями к классическим произведениям искусства: кадр, в котором Мартин разговаривает с женой кардиохирурга, Анной, напоминает живопись Ренато Гуттузо, пластическое решение постельной сцены между супругами Мёрфи повторяет картину «Ночной кошмар» Фюссли, а сами образы главных героев соотносятся с традицией античной скульптуры. Визуальное решение картины выглядит минималистично, что особенно свойственно ранним работам греческого режиссёра, но в то же время изображение, иллюстрирующее пустоту и отчуждение, наполняется новым свойством хтонического ужаса, которое подкрепляется алогичным событийным рядом. Актёрские работы в картине смотрятся органично и создают дополнительное напряжение. Такие громкие имена звёзд мирового кинематографа как Николь Кидман и Колин Фаррел говорят сами за себя и полностью оправдывают свой признанный статус профессионалов. Наряду с ними особое внимание привлекает игра молодого актёра Барри Кеогана, который справляется с поставленными задачами не хуже своих звёздных коллег, создавая на экране омерзительный образ «маньяка-философа», проповедующего систему мироустройства. Однако следует воспринимать образ «палача» в более широком смысле, потому что герой, Мартин, не прибегает к активным действиям, а лишь отображает так называемые «правила игры», которыми, по мнению автора, руководствуется наша вселенная.

Отдельные сомнения вызывает заложенная в картине философия автора, которая отрицает возможность прощения и подразумевает искупление вины через жестокость. За любую ошибку нужно платить кровью. Казнить нельзя помиловать. Так, где же начинается ирония?

АВТОР МАРИЯ БАТОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше