Те, кто знает Эндрю Левитаса только как художника и скульптора, должно быть, удивятся его работе над таким исключительно голливудским коммерческим проектом как «Великий». Однако, если следить за его работой в кино, всё удивление сходит на нет. Эндрю Левитас не то чтобы конъюнктурный производитель, у которого нет авторского почерка и которому чуждо любое проявление индивидуальности, но ему однозначно комфортно в «большом кино». Предыдущая и по совместительству самая первая его картина – это традиционная конформистская семейная драма «Колыбельная». Она рассказывала о таких семейных идеалах, которые столетие назад воспевали Гриффит, Сесиль де Милль и другие поборники американской идеи. Как продюсер Левитас проявил себя чуть более чутким к нестандартным работам с авторским подходом, но это совершенно не касается его личного творчества. И «Великий» вроде как выделяется из всех проектов, но исключительно своей масштабностью, обусловленной только грандиозностью реального кейса, на котором основан сценарий.

«Великий» – это бенефис Джонни Деппа. Сценарий создает вид рискованности, смелости и отчаянности, но по факту таковым не является. Скажем так, американский фильм, снятый американцем, про отважного американского фотографа, приходящего в ужас от бесчинств бездушной японской корпорации, травящей ни в чём не повинный японский народ, показался бы старомодным ещё в шестидесятые, когда вышли «Зелёные береты». Отличие лишь в том, что точке зрения местного активистского движения отведено достаточно много места, чтобы создавать баланс с пришедшим чужаком из белого мира. Нет, «Великий» – очень удачный перевод оригинального «Минамата» – это фильм, восхваляющий и любовно фиксирующий Джонни Деппа в чертовски хорошем гриме. Джонни Депп уже не первый раз играет пожилого человека, но всякий раз отрадно видеть, как гордыня и погоня за моложавыми ролями уступили место царственной гордости и пониманию своих реальных возможностей. Увы, именно в «Великом» остро ощущается так называемый оскар-бейт. Это когда человек не просто хорошо играет и вживается в роль, но специфическим образом отыгрывает наиболее выигрышные сцены – монологи или какие-то особенно уникальные мизансцены… Когда всё это выглядит крайне естественно, но эффектность и голливудская постановочность доминируют над искренностью и реализмом.

С другой стороны, весь прочий каст хорошо смотрится вместе с протагонистом. Никаких фантастических высот никто не показывает, но при этом каждый смотрится на своём месте, убедительно и местами даже в чём-то выразительно. И это именно заслуга актёров, так как интересных мизансцен в «Великом» не то чтобы много. Открывающая сцена бьёт  чувствительность под дых не только из-за неожиданного и предсказуемо шокирующего кадра с больной девочкой, но ещё благодаря замечательной портретной съемке Бенуа Деломма и тонкой нежности, сквозящей во взгляде и движениях Акико Ивасэ.

Характерно, что в фильме про фотографа самой запоминающейся частью в итоге становится операторская работа. Она предсказуемо профессиональна, но Бенуа Деломм заходит чуть дальше стандартной камеры байопика. Ну, вы знаете, где обязательно должны быть поясные статичные портреты в конце, крупный план в самом начале, одна снятая ручной камерой экшн-сцена и далее по протоколу. Камера струится вслед за взглядом фотографа. Довольно странная идея – отобразить момент, который ловит фотограф, не в статике, отдельными выразительными кадрами, а в динамике, но всякий раз Деломм находит удачные решения. Самая, конечно, прекрасная сцена, на которую и сделан драматургический и эмоциональный акцент, это долгое, медленное, тщательное выстраивание кадра с Акико в ванне (реальное имя больной девочки со знаменитого снимка изменено). Но и до этого фильм изобилует отличными изобразительными находками. Правда, в основном тех сцен, где главный герой, репортёр-фотограф Уильям Смит, непосредственно держит в руках камеру. Зритель одновременно видит мизансцены получившихся снимков, и при этом смотрит на реально происходящее действие, как бы оно выглядело в реальной жизни.

«Великий» определённо не неудачный фильм, и от него можно получить удовольствие, особенно если нравится жанр байопика. Трогательности добавляет то, что Джонни Депп играет не шокированного чужим произволом бывшего эгоиста, а уставшую творческую личность в кризисе, коим является и сам. Но это незначительное привнесение личных, душевных моментов в абсолютно стандартный по всем параметрам продукт. Выполненный на высоком уровне и успешно мимикрирующий под неравнодушное кино об актуальных проблемах, но всё же остающийся типовым фильмом-биографией, кои немного слезли с пика популярности и идут на спад.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше