Байопик «Рыжий» (или же, по заверениям создателей – антибайопик) появится в прокате уже на этой неделе. Идея создания фильма была задумана Семёном Серзиным ещё 10 лет назад, но на какое-то время его место занял «Человек из Подольска» (по пьесе писателя-современника Дмитрия Данилова), ставший первым полным метром в фильмографии Серзина. Персонаж «Человека из Подольска» пассивен и то ли не хочет, то ли не может осознать реалии, в которых находится, но с выходом «Рыжего» утраченный баланс восстанавливается. На место эскапизму приходит холодный и грязный реализм уральского города, который, несмотря на свою неприветливую жестокость, благодаря поэзии начинает источать свет.

Эпизодически представленная хроника жизни поэта уходящей эпохи Бориса Рыжего тонка и лирична. Это история про чувствующего молодого человека из Свердловска, который воспевал трудную жизнь на излёте 90-х. История, рассказанная Минаевым и Серзиным, описывает путь поэта и его череду жизненных выборов. Один из таких – между семьёй и поэзией. После победы в «Антибукере», Рыжий возвращается в Свердловск к жене и сыну, но наладить уже надломившиеся отношения становится всё труднее.

Роль советского поэта исполнил другой не менее известный прозаик и музыкант Евгений Алехин. Имея немного внешних сходств с Рыжим и не являясь профессиональным актёром, Алехин привнёс в образ свои внутренние черты, которые удачно легли на характер героя. И вокруг него грубого и ласкового в отношении к миру вертится всё: друзья-поэты, родители, семья, девушки и бандиты. Бунтарь и заботливый отец, который привёз сыну из Голландии Lego, легко уживаются в нём, как когда-то уживались в поэте. Такой взбалмошный и протестный облик Бориса Рыжего как будто подсказывает актёру что делать, но потом становится понятно – это лишнее. Ведь разобрать местами, где заканчивается Алехин и начинается Рыжий, становиться почти невозможно.

Чего нельзя сказать об операторской работе, в ней грань выдержана намного чётче. Фильм не претендовал стать «от» и «до» биографией Рыжего, напротив – многие жизненные эпизоды здесь намеренно игнорируются, и зритель видит перед собой скорее короткую документальную верхушку, в чей последовательности есть свой особый смысл. Например, когда бытовые сцены, снятые на VHS-камеру, чередуются с современной съёмкой – это даёт зрителю возможность увидеть закадровый мир в плохом цветокоре и рябью как более реальный.

Фильм «Рыжий» по-настоящему хорош тем, что сплавил колорит лихих 90-х с красотой внешнего мира. Оставленная поэтом перед смертью записка со словами «Я всех любил. Без дураков.» ставит точку в позднем периоде советской поэзии, часть пути которой пройдена, а впереди – неизвестность. 

АВТОР ШМЕЛЁВ АНДРЕЙ.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше