Фильм  Довлатов Алексея Германа младшего описывает несколько дней из жизни писателя в Ленинграде 70-ых годов. Картина вызвала оживлённую реакцию европейских зрителей и прессы, была удостоена наградами на Берлинском кинофестивале, и уже в ближайшие даты выйдет в российский прокат. Следует отметить, что ажиотаж вокруг картины вполне оправдан: двухчасовой байопик погружает в вязкую атмосферу застоя и повествует о беспросветных блужданий героев, раскрывая многообразие характеров и судеб советской творческой интеллигенции. Образ главного героя, прозаика Сергея Довлатова, на экране выглядит очень естественно и во многом соотносится с образом рассказчика его рассказов и повестей. Внешнее сходство сербского актёра с писателем создаёт положительное впечатление документальности происходящего. Алексей Герман мл. пытается уйти от визуальной условности кинопространства, которая является его фирменным стилем, в сторону изображения реального времени, и в результате успешно сохраняет баланс между двумя крайностями.

Набор событий в фильме не отличается изобретательностью, ведь главной задачей автора было не столько сконцентрировать внимание зрителей на событийном ряде, сколько запечатлеть атмосферу, настроение ушедшей эпохи через характеры героев, среди которых присутствуют реальные исторические личности  – художник Шалом Шварц и поэт Иосиф Бродский. Семидесятые годы на фоне ушедшей оттепели выглядели серым пятном, разъедающим своей бесцветностью любые искренние творческие порывы. Есть среднестатистическая «норма», плакатная «норма», а всё что вне – остаётся без доступа к кислороду. Однако после просмотра фильма создаётся двоякое впечатление, которое колеблется между эстетикой той самой плакатности, и вполне живыми чувствами персонажей.

В целом, картина будет интересна поклонникам Довлатова, желающим заглянуть в небольшой отрывок из его жизни, через который открывается широкая панорама на целую эпоху советской культуры.

АВТОР МАРИЯ БАТОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше