Пока киноманские взоры обращены на то, что происходит в эти дни в Венеции, российского проката достигает эхо прошлогодней Мостры: на экраны выходит «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, возвращение оскароносного немецкого режиссера на родину после, мягко сказать, неудачного голливудского вояжа 10-летней давности. Возвращение, несмотря на противоречивую фестивальную прессу, все же почти триумфальное: фильм зимой засветился среди номинантов и Золотого глобуса, и Оскара.

По своим амбициям «Работа» соответствует вычурному имени ее автора: картина охватывает три десятилетия немецкой истории с 30-х по 60-е, которые становятся фоном переплетение судеб двух семей. Центральным персонажем композиции является художник Курт, а сюжетно лента легко раскладывается на три главы: детство, молодость и зрелость героя. 

В первой, еще довоенной, маленький Курт лишь второстепенный персонаж, а главной героиней скорее становится его молодая тетя Элизабет, которая быстро проходит путь от покровительницы пробивающегося таланта племянника до жертвы нацистской программы по чистоте генофонда нации. Вторая глава происходит уже в ГДР: будучи студентом художественного колледжа, Курт знакомится с девушкой своей жизни, дочерью профессора Зибанда, ответственного за смерть в том числе и Элизабет. В третьей Курт бежит с супругой в ФРГ, где из художника сугубо соцреалистического превращается в художника современного.

Как должно быть уже чувствуется, сама попытка кратко изложить фабулу «Работы» трещит по швам. Это действительно большой фильм, чей размер скорее оправдан, и который вполне мог бы быть и мини-сериалом. К тому же в нем первостепенное значение имеет мелодраматический движок, который то и дело отдает дурным тоном: в одной из сцен Элизабет, например, после встречи с фюрером, стоя голая перед племянником, пепельницей разбивает себе голову; в другой – молодой Курт отчего-то кичится тем, что понял устройство мира (правда вскоре, видимо, забывает об этом); а профессор Зибанд способен поставить точный диагноз, основываясь на стонах из соседнего окна. Своими же многочисленными эротическими сценами «Работа» будто кричит: на самом деле этот фильм о любви.

Хорошая же новость в том, что в картине Доннерсмарка каждый найдет что-то свое. Значительное внимание в фильме уделяется важной для немецкой истории столкновению идеологий: конформизма, носителем которого становится доктор Зибанд, и борьбы за личную свободу и правду в лице Курта. Примечательно, но пристанищем обоих героев в конце концов становится ФРГ, где видимо неприлично спрашивать про прошлые «заслуги». 

Последняя часть картины, посвященная художественной галерее в Дюссельдорфе, и вовсе удачная. В ней Курт, в персонаже которого узнаются биографические черты известного современного живописца Герхарда Рихтера, пытается найти свой стиль, а вместе с тем понять себя, что, как известно, одно и то же. И пусть в концовке патетика Доннерсмарку вновь не чужда, все же сложно отказать в зрительском удовольствии порадоваться за героя, который добился успеха и остался верен своему естеству, будто радуешься за себя. Ведь мы всегда знаем, когда мы врем или говорим полуправду.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше