«Снега больше не будет» не похожа на другие работы Малгожаты Шумовской. Возможно, дело во влиянии Михала Энглерта – прежде мужа, оператора и сценариста работ Шумовской, а теперь полноценного соавтора её фильма. Об этом сложно судить наверняка, но интонационно «Снега больше не будет» слишком сильно выделяется своей лёгкостью и фантасмагоричностью. Но это на первый взгляд: присмотревшись к фильму получше, в нём легко разглядеть чувственность «Откровений», комедийную неловкость «Тела», фантастическую сатиру из «Лица» и социальную жутковатость «Приди ко мне». Но «Снега больше не будет» не просто синтез прошлых наработок: он смотрится самодостаточно и уникально, как при учёте фильмографии Шумовской, так и без знания этого контекста.

Несмотря на фантастический пролог почти супергеройского характера (парень Женя из Припяти мигрирует в Польшу, фактически заколдовывая чиновника и подделав его подпись), сам ритм сюжета очень ровный, размеренный и немножко убаюкивающий. К концу повествования картина оживает, даруя зрителю странную и яркую кульминацию, чтобы вновь встать на неторопливые рельсы истории. К сожалению, монотонность фильма порой очевидна: с главным героем действительно почти ничего не происходит,  он никак не меняется, оставаясь всего лишь сверхъестественным фокальным персонажем, почти бесстрастно наблюдающим за жителями посёлка, где он обслуживает буквально каждый дом. В какой-то степени «Снега больше не будет» действительно супергеройское кино – и не только из-за отсылок к Супермену. Просто само повествование строится вокруг парня, получившего из-за радиации сверхъестественные силы, и теперь с их помощью помогает людям. Другое дело, что личность этого человека выведена за скобки, а сам его путь прозаичен, пугающе реалистичен и обходится без жанровых условностей супергероики. Зато многое происходит с второстепенными персонажами: именно их страсти, их жизнь, их переживания разбавляют молчаливую отрешённость Жениной жизни.

Малгожата Шумовска в основном работает с темой обособленных замкнутых общностей: религиозных, этнических и социальных. В этот раз такой общностью выступают не иммигранты из Украины, как можно было подумать в начале, а обыкновенные польские жители маленького загородного посёлка. Несмотря на связь с внешним миром, их существование связано только с тем местом, где они живут, и достаточно появления только одного волшебного незнакомца из другого мира, чтобы всколыхнуть эмоции местных жителей. Подобные обстоятельства в других фильмах непременно вывели бы сюжет на тропу анализа шовинизма и ксенофобии европейских замкнутых общностей, но здесь эти элементы всплывают лишь изредка и не сильно влияют на сюжет, например, влияние украинского массажиста на своих клиентов достаточно могущественно, чтобы его принимали как местного, даже лучше, чем местного.

Вообще затронутых тем в «Снега больше не будет» многовато для одной истории с не слишком наполненным событиями сюжетом. Тут и тревога за экологию (название фильма связано именно с этим), и восприятие сексуальности средним классом, и проблема эскапизма, выражающаяся то в алкоголизме, то в фантазиях, то в навязчивых идеях, не связанных с реальной жизнью, даже увлечение юнгианством порой поднимает свою голову. Нельзя сказать, что Малгожата Шумовска бросает сюжеты на полпути – нет, они все аккуратно затронуты без дальнейшего развёртывания, но тут и там встречаются обертоны, которые делают повествование несфокусированным и несколько раз позволяют ему скатываться в сумбур.

При этом все персонажи интересно показаны – даже загадочный Женя, хотя его личность всё ещё остаётся тайной. Почти каждый из них был бы отличным героем для своего собственного фильма: нервная домохозяйка, не умеющая толком управлять собственным бытом, зато умеющая отлично пить и сохранять свою красоту; сердитый пожилой военный с драматическим взглядом; убегающий от смерти несчастный худой мужчина, чья жена куда больше заинтересована в подкаченном массажисте, чем в нём самом. Все эти люди почти не контактируют друг с другом, несмотря на тесное соседство, и фактически Женя оказывается их единственной связью. Про них практически ничего неизвестно, но показано достаточно, чтобы остаться очарованными ими – даже если они не очень приятные люди. По сути, фильм посвящён именно им, а не Жене, и именно их истории получают своё красивое и драматичное разрешение в конце, а вовсе не протагониста. Это могло бы стать неприятной проблемой, если бы центральный персонаж оттягивал на себя больше внимания и не был своего рода raison d’être для остальных героев. Но именно в таком ключе финал смотрится гармонично и завершено, хотя Жене всё равно бы не помешало немного больше индивидуальности…

«Снега больше не будет» – очень красивый фильм, а Михал Энглерт – прекрасный оператор, умеющий находить в страшненьких и унылых спальных районах нежную, воздушную красоту, делающую пейзаж волшебным и почти неземным. И это при отсутствии снега и солнечных дней – погода в «Снеге» почти всегда пасмурная, превращающая светлые цвета в однообразную серость, но она совершенно не чувствуется таковой в фильме. Каким-то образом Энглерту удалось передать морозное дыхание зимы без стандартных операторских палочек-выручалочек. И эта красивая пастельная воздушность прекрасно гармонирует с грустным и печальным настроением «Снега больше не будет», в котором счастливое жизнеутверждение соседствует с драматической обречённостью.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше