Бо – закомплексованный неудачник средних лет с неопределенным родом занятий. Он живет в жутких и полных опасностей трущобах безымянного мегаполиса совершенно одинокой жизнью. Единственным по-настоящему значимым человеком в жизни Бо является его мама. Но раздавшийся в один прекрасный день телефонный звонок резко меняет однообразную и размеренную жизнь героя.
Ари Астер – одно из главных имен нынешнего американского кинематографа. Вместе с Джорданом Пилом («Прочь», «Мы», «Нет») и Робертом Эггерсом («Ведьма», «Маяк», «Варяг») он произвел локальную революцию в достаточно консервативном и несколько отжившем жанре хоррора. Вместо надоевших скримеров и нелепых чудовищ эти авторы, по заветам философа Ницше, заглянули в бездну, находящуюся внутри каждого из нас. Их творчество вполне можно описать точными и увесистыми словами писателя Сергея Довлатова: «Ад – это мы сами. Просто этого не замечаем».
Если Пил больше исследовал насущные социальные вопросы, Эггерс заигрывал с фольклором и подсознательным, то Астера всегда в той или иной степени интересовал институт семьи. Героини предыдущих картин режиссера («Реинкарнация» или «Солнцестояние») переживали травму, связанную со смертью матерей. В жизни главного героя нового фильма Астера матери наоборот слишком много. Весь сюжет «Страхов Бо» крутится вокруг одной основной темы – материнской гиперопеки и связанной с ней проблемой сепарации от вездесущей родительницы.
Ари Астер признавался, что замысел картины пришел ему еще десять лет назад, и он рассматривал ее в качестве потенциального дебюта в большом кино. Волею судеб фильм «Все страхи Бо» стал лишь третьей его картиной, однако лента вполне претендует на звание настоящего magnum opus режиссера. Это невероятно амбициозное и масштабное мегаломанское нечто, которое сложно внятно описать человеческим языком. Фильм «Все страхи Бо» говорит со зрителем на своем собственном наречии.
Хорхе Луис Борхес, творчество которого Астер обозначал как один из главных источников вдохновения для своего фильма, выделял в качестве одного из центральных сюжетов всей мировой литературы историю о Возвращении (её основа миф об Одиссее). Путешествие Бо можно назвать своеобразной Одиссей XXI века. Но какое время, такие и герои. Мямля-невротик Бо, исправно ходящий к психотерапевту и не представляющий жизни без психотропных препаратов, и есть в каком-то смысле символ нашего с вами тревожного суматошного времени. Бо, цитируя великую песню группы King Crimson, – настоящий шизоид XXI столетия (эту композицию, кстати, в свое время семплировал один из главных безумцев и трикстеров современности Канье Уэст).
Но «Все страхи Бо» – не просто едкая сатира, исследующая изъяны теперешнего общества. Внутреннее Астеру куда интереснее внешнего. Герой Хоакина Феникса бороздит не только условно канадские земли, но и неизведанные пространства собственной черепной коробки. Так как основной персонаж ленты даже не Бо, а его бессознательное, фильм перенасыщен различными образами-символами. По-хорошему, картину надо изучать с трудами Фрейда и Юнга под мышкой, и, вероятнее всего, такой разбор в ближайшее время появится.
А есть ли здесь чем поживиться неискушенному зрителю? Конечно, основной козырь фильма – это Хоакин Феникс, как всегда вложивший в роль максимум актёрского таланта. Однако рядовой потребитель кинопродукции, пришедший на перформанс Феникса, вероятно, жестоко разочаруется по ряду других причин. Если первая половина или даже треть фильма смотрится более-менее бодро и местами похожа на конвенциональное кино, то оставшаяся часть представляет собой сумасшедший по масштабам психоделический трип без четкой структуры и внятных ответов, которому натурально нет конца. Чего только стоит образ монструозного говорящего пениса-убийцы. Досидевшие до конца храбрецы гарантированно на какое-то время ощутят себя в измененном состоянии сознания. Настроены ли вы пойти на такие эксперименты со своим ментальным здоровьем – решать исключительно Вам.
Мир еще не готов к этому кино? Или наоборот, сейчас для него самое время?