Такое случается нечасто, но Джордан Пил уже после своего дебютного фильма «Прочь» успел превратиться из новичка в крупного кинематографиста: получил сценарный Оскар, спродюсировал фильм Спайка Ли, и наконец выпустил второй режиссерский фильм, который мягко говоря многие ждали с интересом. И «Мы», в общем-то, окончательно возносит Пила в ранг чуть ли не главного сегодня автора в таком любопытном поджанре как социальный хоррор.

Опуская несколько странноватый и жуткий пролог, «Мы» рассказывает историю афромериканской семьи Уилсонов уверенного среднего достатка, которая отправляется на свой привычный летний отдых к морю. Там у них коттедж, новая (на самом деле старая) лодка, зажиточные белые друзья по соседству. Здоровяк папа все шутит свои шутки, дочь не выпускает из рук телефон вместо подготовки к спортивным соревнованиям, а сын играет с любимой «магической» зажигалкой. Всю эту консьюмеристкую идиллию местами портит чуткая мама, которая всю дорогу тревожится, и не зря. В первую же ночь на пороге дома появляются незнакомцы, которые носят одинаковую униформу и странным образом очень похожи на Уилсонов.

Очевидно, что второй фильм Пила призван не столько напугать, – справедливости ради и саспенсом, и юмором развлечь зрителя режиссёру удается сполна – сколько заставить поломать голову, про что это всё. Помимо внешности двойники унаследовали и странные, выкрученные до абсурда оборотный стороны аддикций настоящих Уилсонов: например, лже-отце весь из себя брутальный, лже-сынишка видимо доигрался с зажигалкой и теперь носит на обожженном лице маску, а лже-дочь хлебом не корми дай вволю пробежаться за кем-нибудь. Сами себя двойники называют «тенью», что наверняка одобрил бы какой-нибудь Карл Юнг, а зрителя, видимо, должно настроить на психоаналитический лад. Но в эту тему Пил глубже не идет, а, как и в своем первом фильме, концентрируется на социальных отношениях между героями.

Если в «Прочь» поднимался расовый вопрос, то на этот раз – классовый. Социальное благополучие для Уилсонов главная ценность. Они хотят красиво жить, отдыхать на море, иметь коттедж, лодку, все как у роскошных соседей, за которыми они, очевидно, тянутся. Явившиеся же из подземелья двойники, по-всей видимости символизирующие рабочий класс, иммигрантов и т.п., жалуются на свое бедственное положение и пренебрежительное отношение «оригиналов» к ним. Пил заводит свою любимую игру в «перевертыши»: по сути антагонисты в «Мы» оказываются жертвами, а не абсолютными злодеями. Возникают сомнения, за кого переживать в этой истории.

На вопрос «кто вы такие?» при первом появлении двойники без промедления отвечают: «мы – американцы». Они же организуют живую человеческую цепь через всю страну. Значение страны подчеркивается и оригинальным названием («Us» – можно расшифровать как united states). В конечном счете Пил ведет к тому, что все герои – и оригиналы, и двойники, тем более что первые могут оказаться выходцами из вторых, – находятся в одной лодке, имя которой Америка. Проблематика, от которой легко отмахнуться будучи гражданином другой страны. Но если задуматься, ведь в каком-то смысле все мы американцы.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше