Прошло девять лет с тех пор, как Шон Дуркин громко заявил о себе умной инди-драмой о секте в американской глубинке «Марта, Марси Мэй, Марлен». Преодолев длительный период сочинительства и поиска финансирования своих новых проектов, молодой режиссер возвращается с картиной, будто сделанной совсем из иного теста, нежели его дебют. «Гнездо» выглядит сродни классическим американским камерным пьесам о состоятельной семье в кризисе.

Джуд Лоу в своей фирменной безупречной манере играет Рори О’Хара, британского финансиста-фрилансера в Америке, рабочий график которого позволяет изо дня в день ласкового пробуждать любимую жену Эллисон с кружкой горячего напитка в руках и отвозить замечательных, ладящих друг с дружкой дочь и сына в школу. Казалось бы, чем не идиллия, но, как заявит позже сам отец семейства, это лишь притворство. Напросившись обратно в свою прежнюю крупную Лондонскую компанию, Рори уговаривает свою семью перебраться за океан. 

Там он покупает вековой особняк, жене шубу, детей устраивает в богатые школы и, безрассудно полагаясь на потенциальные успехи в бизнесе, постепенно залезает в долги. Тем только усугубляет разлад, образовавшийся в жизни каждого из членов семьи после переезда. В общем-то «Гнездо» и строится на контрасте между жизнью в Британии и Америке, дабы усилить который Дуркин, – по собственному опыту знающий, каково жить на два континента, – ненарочито помещает сеттинг в середину 80-х, когда по его же воспоминаниям разница между культурами стран была куда заметнее.

Уж неизвестно, отчего режиссер имеет зуб на старый свет, но в «Гнезде» он рисует совсем неприглядную Англию: неуютнее дома, неприятнее люди, зацикленность на работе и статусе. Холодная и дистанцированная манера общения Рори с матерью, много проясняющая про героя, заметно отличается от того, как устроены аналогичные отношения у Эллисон в Американской части фильма. Неслучайно в Англии происходит и трансформация семьи, заявленной в начале фильма не столь уж традиционной (супружеские роли Рори и Эллисон перемешаны), в патриархальную. Подобные трансформации Дуркин осуществляет, возможно, неестественно резко, отчего в драматургических арках героев чувствуются пробелы. 

Гораздо любопытнее замечать изменяющееся настроение, что режиссер создает ненарративными средствами. Вместе с оператором Матьяшем Эрдеем (постоянным со-автором Ласло Немеша) он не боится работать будто без дополнительного освещения и зачастую оставлять героев фильма в сумерках, где они «теряют» свои лица. А вместе с тем в саундтреке теплый американский джаз в семейном доме в начале ленты сменяется после переезда на британский пост-панк, тем более мрачный, чем фильм стремится к кульминации.

Очевидно, что у Дуркина есть и мастерство, и вкус, и степенность. Другое дело, не ясно, что «Гнездо» принципиального добавляет к тому под-жанру, в котором, если не вдаваться в классику, уже есть, например, «Дорога перемен» Сэма Мендеса или хотя бы позапрошлогодная «Дикая жизнь» Пола Дано. Наверное, не повторение известных троп ждешь от автора, нарушающего без малого десятилетнее молчание. С другой стороны, чтобы разговориться, порой тоже требуется время.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше