25 июля на большие экраны выходит фильм «Моя семья» − экранизация романа Лили Бретт «Слишком много мужчин» об американской журналистке Рут и её отце, отправившихся в путешествие в Польшу. Представленная в программе Берлинского фестиваля 2024 года, картина является третьей частью трилогии «Последствия» режиссёра Юлии фон Хайнц, посвящённой разрушительному влиянию Холокоста на психику пострадавших от него.
Семейная поездка, задуманная Рут, включает места детства её отца Эдека, пережившего Холокост. Маршрут напоминает ему о травматичном опыте, и он саботирует поездку, создавая, таким образом, череду нелепых забавных ситуаций.
Основой сюжета становится проблема травмы поколений, рассматриваемая через отношения отца и дочери. Даже на фоне упоминаний страшных событий, произошедших с героем Фрая, самым трагичным элементом повествования оказывается разлом между членами семьи. Они оба одинаково слепы к попыткам понять друг друга: Эдек навязчиво оберегает дочь, пренебрегая её желаниями, а Рут стремится узнать отца через книжки незнакомых авторов, игнорируя подаренный отцом роман. Эти усилия показывают их трепетное отношение друг к другу, но они бесполезны до тех пор, пока герои не наберутся храбрости честно обсудить накопившиеся недопонимания и обиды, что случается в кульминации картины.
Тема Холокоста исследуется очень осторожно и точечно. Кино пытается сконцентрироваться на проявлении психологических последствий трагедии не самого Эдека, пережившего её, а его ребёнка. Но акцент драматургии картины на семейную драму не игнорирует обсуждение геноцида. Арка героя Фрая, помимо восстановления отношений с дочерью, включает и неизбежное столкновение со страхами прошлого. Фильм «Моя семья» не сводит всё повествование к искусственной мрачности из-за затронутой тематики, не сгущает краски для привлечения большего внимания и нагнетания важности, а находит новый взгляд на изучение непростого вопроса.
Подбор актёров в дуэт не самый очевидный, но неожиданно меткий. Оба исполнителя в первую очередь превосходные комедианты, способные извлечь юмор из любой драматической завязки. Их специфический талант необычно реализуется в картине: эмоциональные надрывы в секунду переходят в шутливые перебивки, и именно такие перепады тона показывают близость героев, которые знают друг друга всю жизнь и на экране переживают новый этап отношений. Рут вписывается в привычное актёрское амплуа Лины, но серьёзный исторический контекст и отсутствие акцента на романтическую линию в угоду семейным распрям позволили актрисе выйти за рамки своего привычного актёрского спектра. Схожее впечатление дарит и игра её партнера по фильму. Наличие родственников, пострадавших от Холокоста, эмоционально усложняли для Фрая работу на съёмках, но реальная связь с этой трагедией обогатила его привычный комедийный образ, и Эдек получился чувствительным и чутким героем.
Особыми визуальными приёмами фильм не отличается, но аутентичность окружающего мира идеально передаёт чувство ностальгии по 90-м. Старое и некрасивое часто оказывается в объективе: разваленные фабрики, дешёвые наряды, грязные осенние пейзажи, но камера явно любуется этим уродством, находит в нём особое очарование. Отдельное внимание уделено изделиям: чайный сервис, серебряное блюдо, зимнее пальто – они выступают метафорой единения семьи. Именно через материальные предметы, бережно переходящие из одних рук в другие, символически показана связь поколений.
Фильм «Моя семья» затрагивает тяжёлые для обсуждения психологические и исторические темы. Он не прост для просмотра: картина выводит на эмоции, не позволяет отворачиваться от сложных вопросов, заставляет задумываться о трагичных периодах жизни и истории. Но близость героев, к которой они приходят в финале, дарит окрыляющее чувство надежды и порождает непреодолимое желание обнять всех родных и близких.
АВТОР КРИВЕНКОВА ТАМАРА