Режиссёр Франсуа Озон так часто убивал отцов семейств в своих фильмах, что рано или поздно это должно было бы стать основой для его фильма. Но теперь речь идёт не о маргинальном бунтарстве или постмодернистском озорстве его ранних фильмов (ни во что не ставивших авторитеты), а о серьёзном и взвешенном, по-голливудски грандиозном решении, которое ложится в основу  матёрой психологической драмы.

Он, впрочем, всё ещё не изменяет себе: несмотря на показательную конфликтность рассматриваемых им тем в последних фильмах, Франсуа Озон сохранил иронию и критичность по отношению к традиционным буржуазным ценностям. Просто дихотомия между нормальным и ненормальным становится не настолько ярко-выраженной: в фильме «Всё прошло хорошо» обычными людьми можно считать как раз дочерей главного героя, тогда как он сам вёл весьма богемный образ жизни, который явно был преисполнен протестом против нормативности. Это обстоятельство как будто бы отвечает сложившемуся в последние годы стереотипу о Франсуа Озоне как об усталом и перешедшем в лоно консерватизма моральном старике, который ностальгирует по молодости и погружается в сентиментальность, но это не совсем справедливо. Доля мелодраматичности Озону была свойственна всегда, а критичность по отношению к тем, кто раньше мог бы стать героями его фильма, не более чем естественная для любого человека потеря прежних идеалов, которая тоже произошла не моментально. Делает ли его это более коммерчески приемлемым? Безусловно. Теряют ли от этого его поздние фильмы в качестве? Не всегда.

Фильм «Всё прошло хорошо» мог бы стать отличной комедией, и Озон, видимо, хорошо это ощущает, оставляя во многих сценах комедийный абсурд, не вызывающий смеха. Возможно, зря, ведь это сильно снижает эмоциональную надрывность, которую бы по полной эксплуатировал любой другой режиссёр.  Хотя и без этого картина не даёт зрителям расслабиться, но при остроте конфликтов не возникает ощущение, что эмоцию тянут из зрителя силой. 

Почти все поздние фильмы Озона – исключительно актёрские, и «Всё прошло хорошо» не исключение. Состав полностью звёздный: неожиданно серьёзная и глубокая Софи Марсо, прекрасная Ханна Шигулла, крадущая каждую сцену со своим участием, Грегори Дагебуа, трогательный даже в роли деклассированного абьюзера, Шарлотта Рэмплинг, исполнившая ужасающую роль депрессивной женщины с болезнью Паркинсона, нежная интеллигентная Жеральдин Пай. И, конечно, Андре Дюссолье, преисполненный интеллектуального очарования даже тогда, когда играет домашнего тирана или разбитого инсультом жалкого старика.

По сравнению с предыдущей совместной работой оператора Ишамэ Алауи и Франсуа Озона визуальный облик «Лето ‘85», «Всё прошло хорошо» кажется более сдержанным и нейтральным фильмом. Освещение в основном естественное, свет мягкий, обводящий фигуры серебристым или золотистым сиянием. Это особенно хорошо работает на портретную съёмку, где надо подчёркнуть каждого актёра в отдельности. Поначалу очень много сцен в голубоватых тонах, но чем ближе к финалу, тем больше появляется тёплых оттенков. Обычно не принято хвалить художников по костюмам в фильмах про современность, и это грустно. Работа Урсулы Парадес Чото по созданию облика персонажей впечатляет едва ли не больше, чем в «Аннетт»: тут-то задачей создать фантастические образы персонажей не стояло, но все их костюмы, тем не менее, говорят о персонажах едва ли не больше, чем сценарный текст.

Мы специально не говорили о центральном сюжете фильма потому, что он, как это часто происходит в фильмах Франсуа Озона, намеренно провокативен. Это не хорошо и не плохо –просто обаяние «Все прошло хорошо» не замыкается на признание эвтаназии как спасения хотя бы для одного конкретного человека – главного героя. И Франсуа Озону хватает вкуса и благоразумия, чтобы не превращать историю освобождения человека от несчастной жизни в панегирик или, того хуже, в проповедь о необходимости продолжать ту жизнь, от которой хочется уйти.

Редко встретишь картину, в которой смерть действительно оказывается самым счастливым хэппи-эндом из возможных.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше