Юг России. Женщина средних лет с необычным именем Эра переезжает в дом своей покойной матери вместе с сыном Андреем, молодым человеком с ограниченными возможностями здоровья. Здесь их ожидает многое – надежды и разочарования, правда и ложь, любовь и смерть.

Фильм «Эра» – дебют молодого постановщика Вениамина Илясова, представленный на прошлогоднем фестивале «Маяк» и только сейчас докатившийся до проката. Сценарий, по словам режиссёра, ждал своего часа аж с 2018 года. Однако история, рассказанная в нём, до смешного проста, если говорить о ней лишь с точки зрения фабулы. «Эра» вполне представима в программе условной «России 1». Все вводные на месте – тяжелая женская доля, мужики-козлы и далее по списку. Что же делает картину уникальной?

Пожалуй, это интонация, которую Илясов выбирает для своего повествования. Мир «Эры» – мир странных, травмированных, оторванных от жизни и даже немного юродивых людей, совершенно не представляющих, как жить эту самую жизнь. И, конечно, менее всего это представляет себе главная героиня, которая сама признаётся в этом в кульминационный и поистине трагический момент фильма. Именно поэтому Эра (мощно и убедительно сыгранная Марианной Шульц) ищет смысл в других – не зря мама назвала её в честь советского радиоприёмника. Она попеременно настраивается на объявляющихся и исчезающих из её жизни мужчин, выступая лишь в роли транслятора, полностью забывая о себе, подобно чеховской Душечке. Но, конечно, главным мужчиной для Эры навсегда останется сын Андрюша, с которым у неё едва ли не телепатическая связь (молодой актёр Геннадий Блинов с подачи режиссёра несколько месяцев наблюдал за людьми с ОВЗ, чтобы достоверно передать их привычки и манеры).

Критики не зря сравнивали «Эру» с фильмами Киры Муратовой (от неё сюда даже перекочевал человек-харизма Жан Даниэль), хотя и Илясову это сравнение не очень нравится. Вселенная Муратовой тоже наводнена диковинными и самобытными персонами, пафос её лучших фильмов столь же пронзителен, пусть Илясов и вполовину не столь радикален как художник и мыслитель. Да и нужно ли это? Если Муратова порой почти невыносима с эмоциональной точки зрения, то Илясов все же подстилает для зрителя соломку, до последнего давая ему свет и надежду. Однако, несмотря на это, от финала, оставляющего в некоторой неопределённости, все-таки веет потусторонним холодком. Помимо творчества Муратовой, напрашивается сравнение с великим «Шапито-шоу» Сергея Лобана, смешным, абсурдным и откровенно карнавальным зрелищем, каковым в свои лучшие минуты предстаёт и «Эра».

Помимо прочего, «Эра» невероятно красива и буквально создана для большого экрана. Выжженные солнцем южные степи, ласковое беззаботное море, полный любви, жизни и света дом Эры, готовый принять в себя любого. Оператор Батыр Моргачёв, работавший, например, над фильмом «Химера» и свежим сериалом «Трасса», напитал каждый кадр яркостью и витальностью. А талантливейшая работа команды с цветом заставляет вспомнить классические картины Параджанова, на что также обращала внимание критика.

Хочется верить, что прокатная судьба «Эры» будет хорошей. У Вениамина Илясова получился очень крепкий и полнокровный дебют, в котором, правда, пока не очень заметен индивидуальный авторский почерк. Но, учитывая очевидный талант режиссёра, его формирование – лишь вопрос времени.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше