«Искусство, и ничего кроме искусства, искусство нам дано, чтобы не умереть от истины…» Фридрих Ницше
«Призрачный свет» (Ghostlight, 2024, премьера состоялась на кинофестивале «Sundance» — главном смотре независимого американского кино) — один из тех фильмов, которые излишне обсуждать, — после просмотра хочется только дышать, любить, творить, жить.
Бывает — выходишь из кинотеатра и морщишь лоб, строишь догадки, вспоминаешь отсылки и понимаешь, какой фильм интересный, закрученный, умный! Понимаешь и оцениваешь по достоинству умозрительную игру, но ничего толком не чувствуешь. Подобное кино может быть по-настоящему изобретательным и красивым, его интересно анализировать, но детский восторг и ощущение чуда дарят совсем другие истории — простые, чуткие, тонко чувствующие человека, рассказывающие нам о нас — такие, как картина Келли О’Салливан и Алекса Томпсона — творческого тандема и пары в жизни.
Фильм «Призрачный свет» — творение людей влюбленных — в жизнь и искусство, в искусство и жизнь — миры, вдохновляющие и повторяющие друг друга, составляющие полную возможностей и чудес вселенную. Всё в фильме Келли О’Салливан и Алекса Томпсона по любви, и даже самый чёрствый и серьёзный кинокритик, выходя из кинозала, блаженно улыбнётся и невзначай подумает: «Как же прекрасна жизнь! Порой невозможно тяжела, полна боли, запутанна и непостижима, но так прекрасна!»
В центре истории американская семья: папа — он на взводе, не подходи!; дочка — проблемный тинейджер, каждое первое слово которого «fuck», и мама — уставшая и потерянная. А потом появляется Шекспир, что бы это ни значило… На этом о сюжете всё, потому что дальнейший рассказ, может, и не испортит удовольствие от просмотра, но даст ответы, которые вам будет интересно искать самим. В качестве завуалированных спойлеров укажем лишь несколько кинематографических ассоциаций, возникших ввиду некоторых сюжетных элементов: «Комната сына» Нанни Моретти (La stanza del figlio, 2001), «Незаконченная жизнь» Лассе Халлстрёма (An Unfinished Life, 2004), «Ваня с 42-й улицы» Луи Маля (Vanya on 42nd Street , 1994), «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Werk ohne Autor, 2018).
Впрочем, «Призрачный свет» — фильм яркий и самобытный, во многом благодаря тому, что сценарий картины выше всяких похвал. Автор истории Келли О’Салливан заботится о том, чтобы зрителям было любопытно, плавно и ненавязчиво подогревает интерес к происходящему, и поэтому совершенно не хочется отпускать её твердую, но ласковую руку — мы жаждем пройти этот путь до конца.
Отдельного упоминания, безусловно, заслуживают созданные О’Салливан характеры — узнаваемые, объёмные и совершенно очаровательные — от главных до второстепенных и эпизодических. Неудивительно, что исполняющие роли родителей и дочери актёры — семья в реальной жизни. Авторам было важно показать, что такое настоящая семья, погрузив зрителя в сложность взаимоотношений героев и обезоружив ясной силой вновь обретённой ими любви.
Келли О’ Салливан и Алекс Томпсон приглашают побеседовать о любви и дружбе, отцах и детях, о невыносимой боли потери и переживании утраты, о мечтах и реальности, о волшебном мире театра и природе актёрской игры, о том, какие мы разные и как бесконечно друг другу нужны.
Однако прежде всего фильм «Призрачный свет» — это нежная и вдохновляющая история о магии искусства, его бессмертии и всепобеждающей красоте, его способности исцелять душу, соединять сердца, дарить радость, творить любовь. Искусство и есть жизнь. Может быть, кто-то в тёмном зале кинотеатра просто смотрит фильмы, но мы, в кино страстно влюбленные, в кинозалах живём, если у авторов хватает смелости поделиться с нами самым сокровенным, беззащитным, самым своим — как получилось у талантливых возлюблённых Келли О’Салливан и Алекса Томпсона.