Фильм «Феррари» – полнометражная работа режиссёра Майкла Манна после восьмилетнего молчания. Майкл Манн известен благодаря картинам «Авиатор», «Ford против Ferrari», «Хэнкок», «Джонни Д.», «Али» и «Свой человек». Сам Майкл Манн комментирует свою новую ленту так: «Мы хотели снять не просто очередной байопик, а показать зрителям небольшой, но очень насыщенный яркими событиями период жизни. Это не просто хронология судеб наших героев. Вы увидите всего три месяца из их жизни, но каких!».
«Феррари» – фильм достаточно неформатный. Он снят по мотивам жизни Энцо Феррари, основателя одноимённой корпорации, но биографией или байопиком его назвать действительно нельзя, так как кино не показывает становление главного героя, а лишь выхватывает из контекста некоторый отрывок его жизни и мало раскрывает историю компании. Большой акцент в фильме поставлен на гонках, но и экшном его нельзя назвать, потому что автоспорт не выходит на первый план кино-нарратива. По сути, сюжет разворачивается вокруг личностного конфликта главного героя, а не вокруг его знаменитой компании, в этом и состоит главная особенность данного кино. Но, несмотря на это, лента построена и не как драма, ведь киноязык здесь достаточно сдержанный, если не сухой, и вся глубина переживаний главного героя остаются за скобками.
Майкл Манн уже обращался к теме гоночных машин в фильме «Ford против Ferrari». В этом кино история рассматривалась с точки зрения компании Ford, а сюжет строился вокруг пилота со сложным характером. «Ford против Ferrari» − подвижный, драйвовый и интригующий, но он не имеет ничего общего с новой картиной Манна. Сюжет фильма «Феррари» проистекает из двух проблем: первая − в конце 50-ых компания Феррари решает вернуть себе былой статус, приняв участие в гонках Mille Miglia; вторая − у Энцо Феррари втайне от официальной жены подрастает внебрачный сын. Действие в картине разворачивается неспешно и даже медленно, возможно следуя старой итальянской кинотрадиции. И дело не в том, что сцены искусственно затянуты, а в том, что каждое событие или диалог, появляющиеся в ленте, подаются обстоятельно и перемешиваются с неторопливыми зарисовками, забавными или трагичными.
Актёрам предстояло воплотить сложную драматургическую задумку. Адам Драйвер в роли Энцо Феррари – герой с противоречивым характером: про него говорят, что он, как Сатурн, пожирает собственных детей, а мы видим, как он на протяжении многих лет не может признаться жене в ещё одной своей семье. Адам Драйвер изображает обычного неидеального человека, мечущегося, потерянного и очень сдержанного, скрывающего свои чувства. Пенелопа Крус играет в фильме официальную жену Феррари, Лауру, и делает это превосходно. Её образ – это резкая, но несчастная женщина. Лаура не только жена, но и деловой партнёр Феррари, проявляет свой несгибаемый характер даже за обсуждением деловых вопросов. Шейлин Вудли, сыгравшая любовницу Феррари, Лину, несколько меркнет на фоне Пенелопы Крус, но и роль ей досталась не такая яркая.
Отдельно стоит отметить операторскую работу. Mille Miglia – это гонки на выносливость, которые проходили на дорогах общего пользования в Италии, так что маршрут был проложен по местам с роскошными видами. Кадры реализовали весь их потенциал, будь то центр древнего города или природные ландшафты, снятые с дрона. Эти моменты отсняты эстетически выверенно, динамично и даже захватывающе. Вообще, Mille Miglia, несмотря на непосредственную опасность этого соревнования, очень разряжают атмосферу фильма. На смену тёмным тесным комнатам, в которых разыгрываются семейные драмы или обсуждаются проблемы с бизнесом, приходит открытое светлое пространство.
У этой картины сложный киноязык. У зрителя нет возможности напрямую понять, что происходит у Феррари в голове. Мы не знаем, за что он полюбил Лауру или Лину, и считает ли он своего внебрачного сына достойным приемником. Именно по этой причине сложно импонировать или не импонировать Феррари – главный герой не впускает в свой внутренний мир. Таким образом, в фильме непонятна мотивировка центрального персонажа и, несмотря на то, что он относится к жанру драмы, самые лучшие кадры – это гонки. Данное противоречие разрешается, если воспринимать картину как документальную зарисовку. Пусть кино художественное, но сделано оно несколько по документальным канонам, и ставит перед собой задачу не анатомировать психологическое состояние персонажей, а передать атмосферу эпохи, зафиксировать ещё не застывший образ легенды. Возможно, даже несколько деконструировать миф о Феррари, сделав его неидеальным иррациональным персонажем.
АВТОР ЯКОВЕНКО ЕЛИЗАВЕТА