Молодой парень Бен возвращается домой в канун Рождества. Родные его встречают с противоречивыми эмоциями, все потому что тот должен находиться в реабилитационном центре. Бен говорит, что его отпустил попечитель, но его слова встречают со скепсисом. Все же осторожная мать разрешает остаться на день дома на ее условиях. Нетрудно догадаться, что вскоре семью настигают сложности из-за криминального прошлого Бена.
«Вернуть Бена» – картина благих намерений и лишенной эстетских изысков простоты, что, в общем-то, и не удивительно, если принять во внимание сценаристский бэкграунд режиссера фильма Питера Хеджеса. Как водится, фокус подобных историй сосредоточен на актерской игре, и это наблюдение применимо и к «Бену», где довольно безликий актерский второй план компенсируется крепкой натуралистичной игрой экранного сыно-материнского дуэта Лукаса Хеджеса (сына режиссера) и Джулии Робертс.
«Вернуть Бена» так и просится в пару к недавнему «Красивому мальчику» Ван Груненгена, где в благополучной, как казалось, семье заботливый отец холил и лелеял умницу-сына, скатившегося на наркотики, раз за разом вытаскивал чадо из передряг, пока лимит терпения не иссяк, и не смирился со своей беспомощностью. В фильме Хеджеса-старшего ситуация обратная: вернувшемуся из рехаба на праздники Бену в семье никто не доверяет. Даже мать – единственная, кто встречает своего сына объятиями, – в следующее мгновение прячет в доме все медикаменты и украшения. Бену остается лишь начать зарабатывать как их доверие, так и зрительское.
И до поры до времени ему это успешно удается. Лукас Хеджес убедительно играет подростка осознающего свою вину и нестабильную психику и просящего поддержку близких. Но трюк в том, что все торчки лгут, как признает главный герой, а этот фильм старается не врать. После искренних слез на рождественском детском спектакле, когда вернувшаяся в дом семья обнаруживает дома погром и пропажу собаки, Бен утрачивает свой ментальный контроль и пускается в мир своего темного прошлого. За ним следует и мать, крепко держа за свой конец ту самую спасительную соломинку для сына.
С этого момента характер каждого из героев оказывается опрокинут вверх тормашками. Бен окончательно перестает казаться бедным подростком, не раз заявив о своих дичайших преступлениях прошлого, но почему-то ни разу их не прояснив. Героиня же Робертс из железной леди превращается в потерянную мать, очутившуюся в той темной стороне мира, о которой благополучные люди могут только догадываться. В конце концов режиссер словно приводит своих персонажей в позиции, в которых те должно быть существовали до начала фильма: срывающийся наркоман и отреченно спасающая его мать. Не то чтобы духоподъемно, не так уж ново.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН