В область, к матери (Юлия Высоцкая) приезжает дочь (Лиза Климова). Она мать-одиночка с ребёнком на руках. Одни, ночью, они должны пройти через лес, где по слухам живёт волк. То ли настоящий, то ли сказочный…

Когда-то Германика эпатировала зрителей навязшей в зубах темой подростковых социальных драм, а после пыталась исследовать проблемы современных женщин «В кратком курсе счастливой жизни». В основном новые опыты казались очередными. Не покидало чувство, что режиссёрский почерк никогда не изменится, и благополучно похоронит режиссёра в чреде самоповторений. Но, к счастью, этот период закончился, и перед нами предстаёт новая Германика, захватывающая с первых минут. История не простых отношений матери и взрослой дочери раскрывается в остроумном, страшном и смешном мистическом триллере. Новая Германика – это сказка для взрослых.

Сценарий к фильму написал легендарный драматург, писатель и поэт Юрий Арабов. Смелость подхода и неиссякаемая фантазия Арабова позволили Германике сделать шаг, необходимый для выхода на другой профессиональный уровень. «Мысленный волк» – крупная удача, особенно сейчас, когда с каждым годом хороших российских картин выходит всё меньше. Драматургический потенциал позволил развернуться таланту актрис (Высоцкая и вовсе исполняет свою лучшую роль). Операторская работа Лукичёва и Абделя Фаттаха создаёт таинственную атмосферу хутора «Небылое». Мир картины соткан из абсурдных деталей, сказочных элементов, гротескно трансформированной действительности. Отныне – эпатаж в прошлом, а сцены, которые могли бы шокировать при ином художественном решении, сделаны максимально корректно и аскетично.

В интервью Германика подчёркивала, как хочет снять «около-православное» кино. Подобное заявление на фоне неоднозначного отношения части общества к современной РПЦ, может отпугнуть зрителя. Но в отличие от загадочного Волка из фильма, бояться просмотра – не нужно. Режиссёр и автор сценария не были бы собой, если бы свели содержание к религиозной агитации, или напротив, создали анти-клерикальный памфлет. Это мистическая история, рассматривающая грани страха. Волк – персонификация неведомой, загадочной силы. Его существование подтверждается через детали и намёки: вой, шорохи, тени. 

Как в любом хорошем триллере, Волка невозможно уничтожить или поймать, но и спастись не просто. В генезисе фильма угадываются изящные рифмы с классическими «Птицы» (1963 г.) и «Чужой» (1979 г.). С одной стороны, Волк представляет опасность, угрожает жизням персонажей,  но с другой, переживая столкновение с ним, героини начинают слышать друг друга, чего не происходило ранее. Страшные приключения подводят к мистическому переживанию, которое способно изменить отношение друг к другу. Парадоксальным образом страх, испытанный персонажами, оказывает благотворное воздействие на их внутренний мир.  Нужно ли считать, что из фильма следует вывод: необходимо жить в страхе. Разумеется -нет. Но на последней грани, когда потеря близкого становится очевидной, в душе выгорает ненужное, наносное и ложное.

Результат деятельности Волка роднит его со старшим коллегой: с Булгаковским Воландом, который вечно хочет зла и невольно совершает благо. Но произошёл ли переворот в душе Матери до конца? Финал не только расставит точки над «i», но и сохранит пространство для интерпретаций.

Безусловно, как и любой фильм, «Волк» имеет некоторые недостатки. Иногда смущает монтаж, видимо, ряд фрагментов, не несущих смысловой составляющей, но снятых для атмосферы не вошли в окончательную сборку. Возникает ощущение резких переходов между сценами, при общей плавности картины. Не ясно по какой причине в одной из коротких сцен режиссёр вдруг прибегает к сомнительному спецэффекту, качество которого не соответствует высокому уровню фильма. Тем более, отсутствие Волка внутри кадра было заложено на уровне сценарной концепции.

Как бы там ни было, мелкие шероховатости не мешают «Волку» быть лучшей картиной в фильмографии режиссёра. В эпоху потери смыслов и не редко сознательного отказа от работы с ним, «Волк» – особенно ценен. Германика и Арабов затрагивают  актуальные и вечные вопросы, при этом избегая морализаторства. Тем обиднее, что на последнем «Кинотавре» фильм незаслуженно обошли, уделив внимание насквозь вторичным работам.

АВТОР КУЗНЕЦОВ КИРИЛЛ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше