Детектив Дэнни Рурк потерял смысл жизни – кто-то буквально средь бела дня похитил его маленькую дочь. В перерывах между посещениями психотерапевта и сеансами самоуничижения детектив продолжает добросовестно делать свою работу. Расследуемое Рурком загадочное преступление неожиданно наводит полицейского на след пропавшей девочки. 

Роберт Родригес – признанный классик так называемого B-movie. Его карьера пережила свой расцвет в девяностые, как и у его лучшего друга Квентина Тарантино, с которым Родригеса многое связывает. Главенствующая в кинематографе того времени эстетика постмодернизма, в авангарде которого как раз стоял Тарантино, не обошла стороной и именитого техасца. Именно в девяностые он снял свои самые культовые и любимые, в том числе отечественным зрителем, картины «Отчаянный», «От заката до рассвета», «Четыре комнаты», «Факультет». В нулевых Родригес отметился нуарным «Городом грехов», неплохой подростковой франшизой под названием «Дети шпионов» и сделанным в тандеме с Тарантино «Грайндхаусом». В последние с лишком пятнадцать лет Родригес не выпускал ничего, что могло бы встать на один уровень с вышеперечисленными лентами. Возможно, фильм «Гипнотик» способен исправить ситуацию?

Увы и ах, но нет. Родригес утверждает, что вынашивал сценарий «Гипнотика» аж с 2002 года и называет его едва ли не любимым своим творением. Что вдвойне обидно, потому что у мэтра вновь не получилось. Фильм «Гипнотик» – убийственно серьёзная пародия на условное нолановское «Начало», сверх меры приправленная жанровыми клише далеко не первой свежести. Особенно это становится заметно на примере диалогов, предсказуемость и стереотипность которых порой доводит до зубовного скрежета. В перерывах между безжизненными словесными перепалками, к счастью, происходит вполне бодрый экшен, как и всегда у Родригеса. Пушки громко стреляют, машины красиво взрываются, злодеи картинно отправляются на тот свет. Чего ещё надо?

Но режиссёр идёт дальше и предлагает зрителю очередную вариацию на тему «жизнь есть сон». Надо отдать должное, сюжетные твисты, которые несколько раз за фильм переворачивают действие с ног на голову, порой способны вызвать лёгкое удивление. Но в течение просмотра не отпускает ощущение второсортности, а то и третьесортности наблюдаемого. Всё, предложенное Родригесом, более-менее искушённый зритель видел уже тысячи раз. Фильм «Гипнотик» навевает лишь скуку и изредка заставляет ухмыльнуться. Правда, с юмором тут тоже в основном проблемы. Усмешку же по большей части вызывают скорее неуклюжие сценарные ходы, чем удачные шутки, которых в «Гипнотике» практически нет, так как выбранная Родригесом жанровая модель к зубоскальству не располагает.

Какова же эта модель? Родригес вновь снял очередной би-муви. Но в чём же тогда отличие от его блокбастеров из тех же девяностых, почему они выстреливали, а «Гипнотик» дает лишь слабенький выхлоп? Дело, пожалуй, в упомянутой выше бронебойной серьёзности всего происходящего. В тех же «От заката до рассвета» или «Факультете», обильно сдобренных юмором, можно было при желании увидеть характерную для постмодерна деконструкцию низких жанров, препарируемых Родригесом. В «Гипнотике» автор, по ощущениям, не закладывает никакого двойного дна, всё ровно так, как оно есть. И для описываемого действа не подобрать лучшего исполнителя, чем Бен Аффлек. Он идеально подходит на роль рыцаря печального образа с грустными глазами и массивным подбородком, покрытым недельной щетиной, даже в жару не расстающегося с любимой кожаночкой а-ля Макс Пэйн. Антитезой Аффлека-Рурка выступает демонический Фихтнер-Деллрейн, который, увы, во второй половине фильма отходит на второй план. Алиси Брага, выступающая в роли «девушки Бонда», особенных воспоминаний о себе не оставляет.

Фильм «Гипнотик» лучше всего описывает фраза, сказанная персонажем небезызвестного романа «Война и мир» Пьером Безуховым о другой его героине, Наташе Ростовой: «Она не удостаивает быть умной». Действительно, если от ленты ничего особенного не ждать, то можно даже получить от неё некоторое удовольствие. Порой зрителю даже придётся немного пошевелить мозгами, следя за замысловатыми сюжетными вензелями. «Гипнотик» полностью соответствует жанру, но, к сожалению, не прорывает его границы, что будто бы удавалось Родригесу ранее. Однако не особенно взыскательный зритель вполне найдет, чем себя развлечь.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше