Фильм «Птичий короб» (другой перевод скворечник) датского режиссёра Сюзанна Бир снят по одноимённому роману Джоша Малермана. Изначально права на экранизацию были приобретены Universal Studios в 2013 году еще до выхода книги, а на роль режиссёра претендовал Андрес Мускетти, снявший фильмы «Мама» и «Оно». Однако, в 2017 году права на экранизацию купил стриминг-сервис Netflix и режиссёром стала Сюзанна Бир.
Мэлори вместе со своей сестрой Шенон едет к доктору для того, чтобы узнать пол своего ребёнка. В это время по всему миру происходят загадочные самоубийства, которым Мэлори не придаёт значения. Но вскоре она понимает, что смертельная эпидемия добралась и до них. Спасаясь бегством, Мэлори оказывается в доме с другими незнакомцами, которые также пытаются сохранить себе жизнь. Вместе им предстоит не только приспособиться к новым условиям, но и постараться выжить.
Довольно сложно объективно оценивать экранизацию, если в твоей голове прочно засел книжный оригинал. Постапокалиптический роман «Птичий короб» в большей степени направлен на раскрытие характеров главных персонажей. Он детально описывает их быт, взаимоотношения, напряженность и одновременно монотонность окружающей обстановки. Книга первоклассно сковывает читателя и окутывает его страхом. И благодаря тому, что в ней не так уж и много динамики, ситуации, которые выходят за рамки относительно спокойной жизни главных обитателей дома, максимально эффектно шокируют читателя, чего не скажешь о фильме. В данной экранизации довольно сильно урезаны ключевые сцены, особенно это касается сцен самоубийств, поиска еды в мертвом городе и, конечно, самой пугающей сцены, происходящей в доме при родах. Сюжет также претерпел довольно сильные изменения, плюс ко всему были введены новые бессмысленные герои – с ними или без них ситуация остается аналогичной. Единственное, что осталось неизменным, это чередование рассказа между прошлым и будущем.
Основной задачей режиссёра и сценариста было слепить добротный триллер, с чем они в большей степени справились, хоть и вышло немного аляписто. Персонажи здесь быстро появляются и молниеносно исчезают и, несмотря на то, что фильм имеет продолжительность в два часа, зритель просто не успевает проникнуться симпатией к главным героям, разве что к милым мордашкам детей. Он не успевает прочувствовать и ту безысходность, в которой находится главная героиня, оценить её героизм, который помог ей адаптироваться к окружающему кошмару и выжить.
В идеале здесь было снять камерный сериал, ориентировочно на 5-6 серий по 40-50 минут, который будет разбавлен воспоминаниями из прошлого и редкими вылазками за стены дома. И хотя угроза находится снаружи, именно изнутри дома идёт его разрушение, вот почему так важно было не поступиться подробным описанием персонажей и их характеров.
Одной из главных идей книги является желание автора показать насколько слепы могут быть люди пусть и с открытыми глазами, и как много они могут узнать всего лишь закрыв их. Следом за ней идут две конкурирующие темы, напоминающие о перенаселении планеты и о том, что человеческий вид исчерпал себя и подлежит устранению. Но здесь всё неоднозначно, так как система зачистки явно не идеальна и на настоящих психопатов не действует. Подобных сюжетов есть великое множество и не только в книжном формате. Фильмы «Тихое место», «Происходящее» или «Дорога» (и это лишь малая часть примеров) преследуют примерно те же самые задачи.
Благодаря одиночеству и страху, с которым приходится каждый день бороться главной героине, роман несёт в себе серьёзную эмоциональную нагрузку, а вот фильм не передаёт даже половины описанного выше и становится лишь одноразовым продуктом киномаркета. В идеале он подойдёт зрителям, желающим развлечь себя субботним вечером(и не читавшим книгу) либо ярым фанатам Сандры Буллок.