Для тех, кто знаком с историей футбола, не нужно объяснять величие, скрывающееся за аббревиатурой Д.А.М., не нужно рассказывать, что такое «Бока Хуниорс» или «Наполи», что значил четвертьфинал против англичан в 86-м и что такое «рука Бога». Но и для остальных имя Марадоны тоже не должно быть пустым звуком: он давно превратился из фигуры сугубо спортивной в фигуру поп-культурную, а то и вовсе религиозную, подобно, скажем, Че Геваре, чей портрет, кстати сказать, красуется на правом плече и главного героя фильма Азифа Кападиа.
Напрактиковавшись в своем методе на документалках о таких культовых персонажах, как Айртон Сенна и Эми Уайнхаус, британец Кападиа из горы телевизионных отрывков скрупулезно собирает внушительный пазл-портрет великого аргентинца. Это не субъективное впечатление о личности, что получилось десятилетие назад в «Марадоне Кустурицы», а попытка объективно хронологически проследить эволюцию человека, прошедшего путь от уроженца фавел Буэнос-Айреса к гордости нации и кумира миллионов, и далее к краху персоны, погрязшей в опасных связях и зависимостях.
Откровенно говоря, фильм Кападиа не говорит о Диего Армандо что-то откровенно новое, но собирает воедино все грани истории, так что после просмотра каждый из применяемых к герою эпитетов: мятежник, герой, хитрец, Бог, – отзывается сложным чувством. Один из тренеров «Наполи» делится своим восприятием Марадоны, мол, в том всегда одновременно жили две личности. Первая – Диего, скромный трудолюбивый парень, сделавший себя сам, с подростковых лет обеспечивавший свою большую семью нормальной жизнью, готовый отдать последние силы за свою команду. Другая – непосредственно Марадона, публичная маска, герой таблоидов, друг мафии, убежденный ловелас и прожигатель жизни. За первым хотелось следовать хоть на край света, хоть в любой бой. Но без второго – сам футболист и не спорит – он бы не получил ту славу и внимание, что у него были, что его в конечном счете и сгубили.
В фильме Кападиа утверждается, что Марадона стал самым популярным футболистом в истории, но заплатил за это слишком большую цену. Действительно, только вышедший из рехаба, заплывший жиром, пускающий слезу на ток-шоу Марадона выглядит разве что карикатурой на Бога, которым его считали многие поклонники. Диего Армандо и поныне устраивает шоу из своих публичных появлений, вспомнить хотя бы смехотворные руки крестом и закатанные глаза на трибуне на последнем чемпионате мира или, скажем, его недавний приезд в Брест на броневике.
Признаем, в битве между Джекилом и Хайдом победил последний. Возможно, если бы у сверх-талантливого парнишки из аргентинских фавел не было темного альтер-эго, то вопрос о лучшем футболисте всех времен и не вставал бы, и современных идолов с ним сравнивать не смели бы. Да и черт с ним. Пусть даже если Марадона и не лучший игрок в истории футбола, но он точно его главная легенда.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН