Документальная картина Веры Кричевской и Михаила Фишмана «Слишком свободный человек» повествует о политической карьере Бориса Немцова в общем контексте истории России последних двух десятилетий. Фильм в большей степени освещает ранние этапы политического становления нижегородского губернатора, за которыми последовал карьерный взлёт, падение и уход в оппозиционное движение. С одной стороны, биография Бориса Немцова сама по себе является плодотворным материалом для любого кинематографиста, остающегося неравнодушным к теме власти и политического устройства в нашей стране. Но с другой,  экранизация подобного жизненного пути требует максимального погружения в мир личности главного героя  и не может ограничиваться поверхностным описанием внешних фабульных событий. Безусловно, поведение и принятые решения известного политика говорят о многом при формировании экранного персонажа, однако полноценная картина характера главного героя остаётся незавершённой. Образ Бориса Немцова в картине формируется благодаря многочисленным интервью ныне активных политических деятелей и лиц, приближённых к этой среде, в том числе используются документальные кадры жизни губернатора, вице-премьера, депутата и, конечно, оппозиционера, которые заполняют основное экранное время. В то же время многие темы, связанные с деятельностью главного героя, проходят по касательной и, к сожалению, не оставляют ничего, кроме набора информативных сведений о карьере Немцова и различных общеизвестных политических моментах в истории нашей страны.

В прошлом году на экраны вышла ещё одна картина («Мой друг Борис Немцов»), рассказывающая о последних трёх годах жизни Бориса Немцова. Начинающий режиссёр-документалист Зося Родкевич запечатлела моменты, как политической, так и личной жизни оппозиционера-демократа, баллотирующегося на тот момент в Ярославскую областную думу. В своём фильме, продолжительность которого составляет чуть больше часа, Зося смогла создать неоднозначный, и тем более привлекательный для зрителя, портрет личности, способной бороться за свои идеалы. Благодаря нетривиальному подходу автора, картина, построенная на частных моментах жизни Бориса Немцова, смотрится живо и отнюдь не напоминает  полит агитку, а, напротив, наполняет эмоциями и создаёт впечатление завершённой и талантливо исполненной кинематографической работы.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые неточности, документальный фильм Веры Кричевской и Михаила Фишмана является важной картиной, наряду с фильмом Зоси Родкевич, так как в контексте современного кинопроизводства необходимо поддерживать баланс свободного высказывания и освещать важные политические моменты в истории современной России.

АВТОР МАРИЯ БАТОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше