В самом начале «Заппы» режиссёра Алекса Уинтера появляются архивные кадры, которые прежде не попадали в поле зрения документалистов и фанатов музыканта. Фрэнк Заппа стоит у длинных стеллажей с километрами видеоплёнки, расфасованной по коробкам, и рассказывает про них, прежде чем они появятся в самом фильме. Использование этих материалов в итоге становится основным и единственным гиммиком картины, в остальном не примечательной ни сценарно, ни кинематографично.
Да, многие документальные картины, не будучи революционными по своей сути, становились известными и значимыми именно благодаря использованию ранее неизвестных архивных кадров. Особенно это касается документальных фильмов-биографий, так или иначе работающих с материалом из семейных хроник. Просто по своей структуре фильм «Заппа» абсолютно типичный документальный байопик про жизнь и творчество музыканта. Картина линейно рассказывает о детстве, о начале творческого пути, продолжении, наивысшем пике карьеры, падении, вновь возвращении, затем смерти, перемежая это воспоминаниями коллег и знакомых. В нём есть всё, что ожидаешь от такого типа работ, и ничего большего.
Сложности с экранизацией такой насыщенной биографии понятны. Заппа, будучи иконой рок-музыки, оставался фигурой специфической. И дело не в скромном количестве хитов, попавших в билборды – у некоторых групп их не было вообще. Просто талант Заппы не умещался в рамках стереотипа о талантливом рокере: он, в том числе, писал и симфоническую музыку для оркестров, занимался политикой, и попробовал себя едва ли не во всех художественных направлениях. Поэтому можно было бы ожидать такой же странный и причудливый фильм, как и сам Заппа. Но нет, в российский прокат выходит незамысловатый по структуре рассказ о необыкновенном человеке – с теми же интонациями, монтажом, иллюстрирующим закадровое повествование и теми же вайбами телевизионной передачи, что обычно сопровождают подобного рода фильмы.
Однако простота структуры не означает простоты кинематографии. Концептуально кадры из архивных записей служат как бы автобиографией, личным рассказом Фрэнка Заппы о самом себе. Этим объясняется и скромное использование музыки самого Заппы в фильме (а подробно рассказывают про одну лишь «Valley Girl»). Сам кадр с Заппой, его поведение, порой даже его молчание говорит о нём так же подробно, как его музыка – и в этом плане «Заппа» отличается от других картин. Возможно, с этим приёмом следовало пойти дальше, и в некоторых сценах действительно передать характер Заппы через непосредственно сами кадры, а не пускать закадровым повествованием воспоминания его музыкантов и знакомых. Его порой бывает слишком много…
Но это всё размышления, не имеющие, на самом деле, никакого отношения к сути фильма. «Заппа» органичен именно в том виде, в котором он представлен зрителям. Проблема в том, что он не так уж много может предложить. Это кинематографический эквивалент школьной лекции, безусловно интересной, но рассчитанной только на передачу общих фактов о главном персонаже, а не на погружение в его жизнь. А кино всё же должно использовать иные методы передачи информации. Даже если оно документального жанра.