Пленительные миндалевидные глаза, изящный орлиный профиль, чувственные губы. Её взгляд — магия, улыбка — сто тысяч солнц, движения — грация. Богиня экрана, икона стиля, вечная женственность. Сама жизнь, сама любовь, сама красота. Она — кино. Она — Италия. Она — София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне, или Софи Лорен.
Фильм «Софи Лорен. Жить, сниматься, любить!» режиссёра Марко Спаньоли повествует о Диве плавно, нежно, ненавязчиво. София Ло́рен (ударение на первый слог!), или, как прижилось у нас на французский манер, Софи Лоре́н, рассказывает о себе сама: ключевой элемент фильма — отреставрированные культовой киностудией Cinecittà фрагменты различных интервью звезды. Своеобразными проводниками, ведущими нас по пути Лорен, выступают итальянские актрисы разных поколений: от юной Людовики Насти — звезды сериала «Моя гениальная подруга» (L’amica geniale, 2018-2022) — до опытной Лины Састри. Яркие, привлекательные, эмоциональные артистки комментируют высказывания Софии, делятся с нами своими мыслями и переживаниями. Каждая из них, как и, наверное, любая истинная итальянка, немного Софи Лорен.
Да, Софи Лорен — олицетворение Италии — солнечной, страстной, пёстрой, искрящейся, полной жизни, и Марко Спаньоли, безусловно, делает на этом акцент. Впрочем, едва ли режиссёр вмешивается в отношения Софии со зрителями — он отходит в сторону и вместе с нами слушает красавицу-итальянку — спокойную и смешливую, величавую и простую. Лорен обладает широчайшим диапазоном — немного найдётся актрис, в равной степени органичных в образах селянок и герцогинь. Она стала поистине народной любимицей, своей, близкой миллионам, будучи при этом недосягаемой, неотразимой героиней минувшей эпохи — Дивой, работавшей с небожителями кинематографического олимпа: Витторио де Сикой, Этторе Сколой, Чарли Чаплиным.
Несмотря на восторженную интонацию, лента Спаньоли не превращается в панегирик — это скорее признание в любви — чистосердечное, благодарное, тихое и очень интересное. Даже если вы не смотрите неигровое кино и/ или мало что знаете о Софи Лорен, фильм «Sophia!» заслуживает внимания — он рассчитан на самую широкую аудиторию. Спаньоли не претендует на скрупулёзное исследование творчества актрисы, он рисует портрет женщины — страдавшей, любившей, боровшейся и всегда побеждавшей. Красивая девочка с грустными глазами, ребёнок войны, родившийся в столице Италии, но росший в рыбацком городке Поццуоли близ Неаполя, не просто отвоюет Рим, но покорит все сердца мира. Что может быть прекраснее и кинематографичнее такой судьбы?
Спаньоли, без сомнения, любуется Лорен, но не избегает неоднозначных страниц её биографии, хотя и не стремится исследовать тёмные стороны личности звезды. На первый взгляд, Лорен жила в мире мужчин и играла по их правилам: вспомним хотя бы участие в конкурсах красоты и пресловутую «войну бюстов» с Джиной Лолобриджидой. С другой стороны, невероятно трудолюбивая и упорная София никогда не изменяла себе, всегда делала только то, что хотела, и добивалась своего. Жизнь любит отважных, и ей пришлось склониться перед красотой, талантом, мужеством и бескомпромиссностью Софии. Победитель получает всё: несмотря на возмущение общественности, Лорен вышла замуж за Карло Понти, ставшего любовью всей её жизни, преодолев проблемы со здоровьем, родила двоих сыновей, выиграла все мыслимые и немыслимые кинематографические награды, не осуществив лишь одну профессиональную мечту — сыграть Анну Каренину.
На днях Софи Лорен исполнилось 90 лет, и фильм Марко Спаньоли представляется идеальным, гармоничным поздравлением с юбилеем. В финале картины мы узнаем, что каждую из актрис-рассказчиц связывает с Софией милая личная история, что объясняет необычную форму повествования и придаёт ей особый шарм. На вопрос журналиста «О чём вы жалеете?», София отвечает: «О том, что никогда не была ребенком», и в этом трогательном, простом и тонком ответе вся Лорен — умная, искренняя, обаятельная и храбрая.
«Вся жизнь впереди», — гласит название фильма Эдоардо Понти, в котором его звёздная мама Софи Лорен сыграла свою последнюю на сегодняшний момент роль, и, глядя на её счастливую улыбку, невозможно в это не верить.