Документальная кинолента «Дэвид Линч: жизнь в искусстве», которая выходит в российский прокат 13 апреля, рассказывает об одном из самых загадочных деятелей современного художественного и кинематографического мира. Авторы картины, Джон Нгуйен, Рик Барнс и Оливия Нергард-Холм, ведут повествование не столько о внешней, сколько о внутренней жизни Дэвида Линча, создавая на экране портрет художника в юные и зрелые годы. Фильм в полной мере передаёт атмосферу страха и давящей инфернальной тревожности, которой пропитаны большинство его произведений.

Структура картины представляет собой монолог Дэвида Линча, в котором он подробно описывает детские воспоминания, анализирует этапы взросления и формирования своего художественного мироощущения. Важно отметить, что фильм рассказывает о Линче, в первую очередь как о художнике, и практически не затрагивает его аудиовизуальные работы, в которых он участвует в качестве режиссёра. Подобный подход, безусловно, раскрывает автора с непривычной для российского зрителя стороны, так как в традиционном восприятии образ Линча ассоциируется с его режиссёрскими работами. Однако именно такой способ повествования  позволяет полностью погрузиться в вымышленные миры известного художника, кинематографическая и другая творческая деятельность которого является следствием необходимости выражения своего неординарного хтонического мироощущения, а не самоцелью.

Наблюдая за рассказом о детских и юношеских годах художника, возникает ощущение, что вот-вот автор поделится со зрителем ужасающей историей, которая оставила отпечаток на мировосприятии главного героя или каким-то образом отразилась на его психическом портрете. Но, увы, тривиальная для классической американской драматургии «травма героя» не даёт о себе знать, а события жизни Дэвида Линча в его авторском пересказе продолжают складываться вполне заурядным образом: школа, колледж, плохая компания, конфликты с родителями, хорошая компания, примирения с родителями, увлечение живописью и т.д. В то же время умиротворяющая картина детства в тихом и небольшом городке, располагающемся в одно из северных штатов Америки, сама по себе создаёт ощущение нагнетения и саспенса, который  со временем перерастает в состояние экзистенциального ужаса. Линч рассказывает о своём тяготении к постоянному исследованию, которое отчасти выражалось в препарировании насекомых и изучении их внутренностей, а так же наблюдением и за гниением продуктов или трупов в морге. Свои исследования Линч, конечно же, использовал в процессе создания произведений, то есть для вдохновения, но если обратиться к теории Эриха Фромма, то возникает предположение относительно принадлежности Линча к некрофильскому типу личности.

В любом случае, можно анализировать личность известного художника с точки зрения психологии или же просто погружаться в его картины, живописные и кинематографические, с целью познания иных мрачных миров. Однако сама фигура Линча всё ровно остаётся закрытой и тем самым ещё более привлекательной, а фильм, в свою очередь, позволяет лишь немного заглянуть в пространство фантазий и сновидений художника-мистика.

АВТОР МАРИЯ БАТОВА

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше