В центре нового фильма Нанни Моретти — немолодой режиссёр, снимающий кино о  приехавшем в Италию на гастроли в 1956 году венгерском цирке — именно тогда случилась Венгерская революция (или война за независимость) — вооружённое восстание против просоветского сталинистского режима, подавленное советскими войсками. В картине параллельно развиваются две линии: сцены снимаемой Джованни картины чередуются с эпизодами из его жизни. Впрочем, такое сухое изложение сути истории в корне противоречит её живому духу и трогательно-ироничной манере.

Комедия Нанни Моретти (итальянского Вуди Аллена) легка, мила и задорна. Фильм полон незатейливых, симпатичных диалогов и по-детски смешных деталей, иллюстрирующих бесконечную любовь к съёмочному процессу. Обращает на себя внимание цветовое решение — комплементарная схема, воплощённая в популярном сочетании синего и оранжевого, радует глаз совершенной простотой и дарит ощущение теплоты и чуда.

Маэстро Моретти снова рассуждает о пути большого художника и превратностях любви, иронизирует над современным кино и цитирует себя. Фильм «Великая магия» во многом рифмуется с не менее тонкой картиной Моретти «Моя мама» (Mia madre, 2015). В обеих лентах в центре повествования режиссёр — ответственный, скрупулёзный, порой невыносимый и очень ранимый романтик. В «Великой магии» роль творца Джованни исполняет сам Моретти — режиссёр не играет, а живёт своей жизнью, и получается очаровательно.

Фильм «Моя мама» — история женщины-режиссёра, чей образ ювелирно воплотила Маргерита Буй, сыгравшая в «Великой магии» супругу Джованни и по совместительству неизменного продюсера его фильмов. «Мама, помоги мне», — шепчет Джовании вслед за героиней драмы «Моя мама» — самоцитирование, безусловно, порадует любителей творчества Моретти. Если вы пока не знакомы с фильмами итальянского мастера, то непременно стоит к ним прикоснуться, и начать лучше всего, пожалуй, с «Комнаты сына» (La stanza del figlio, 2001) — пронзительной драмы о переживании потери любящей семьи, о том, как жить после того, как жить невозможно. Моретти виртуозно плетет трагедию из бисера психологически достоверных сцен, поражающих своей точностью и глубиной познания человеческой натуры.

Фильм «Великая магия» — картина с куда менее серьёзной интонацией, это волшебная сказка о самом любимом и сокровенном — кино — мире, где возможно всё. Венгерское восстание не будет подавлено, главный герой захочет жить и любить, все будут вместе, все будут счастливы.

«Свистит ветер, ревёт буря, башмаки наши в дырках, но мы должны идти, чтобы завоевать красную весну, где встаёт солнце будущего…»

Это строки из гимна итальянского движения сопротивления  — песни «Fischia il vento» (с итал. — «Свистит ветер»), откуда режиссёр позаимствовал название картины — «Il sol dell’avvenire» — «Солнце будущего». Впрочем. отечественный вариант заглавия по-своему симпатичен: фильм «Великая магия» — это прелестное кино о кино, о его чарующей способности менять и создавать реальность; это ироничный рассказ о демиурге, заворожённом миром снов; это трогательная сказка о всепобеждающей красоте выдуманной истории, ставшей явью в глазах творящих и смотрящих.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше