«Гнев человеческий» Гая Ричи плохо работает как ремейк, каким изначально задумывался, но всё ещё хорош как фильм сам по себе, без сравнения с фильмом-первоисточником.

Французская криминальная драма «Инкассатор» стало вехой в жанре, и появление голливудского ремейка оставалось вопросом времени. Времени на это потребовалось даже слишком много – целых пятнадцать лет. Не то чтобы «Инкассатор» за это время все забыли, это не то кино, которое скоро забывается, но для ремейка или фильма по мотивам срок всё равно представляется очень солидным. Чем ближе к дате премьеры, тем реже всплывают параллели и напоминания о том, что новый фильм вообще-то основан на другой истории – и это закономерно: молодые зрители могут и не знать о первоисточнике более чем пятнадцатилетней давности. Они вообще находятся в самом выгодном положении: ничто не мешает им получить наслаждение от просмотра, и «Гнев человеческий» может произвести впечатление монументальной драмы, переходящей едва ли не в трагедию с библейским влиянием («И гнев человеческий обратится во славу Тебе» и далее по тексту).

Гай Ричи редко заглядывает на территорию мрачной драмы, но в случае с «Гневом человеческим» это обращение срабатывает на славу. У фильма медленный темпоритм, и даже финальный всеобщий экшн не кажется уж слишком динамичным. С другой стороны каждая тихая длинная сцена могла бы показаться безобразно растянутой, но в этом фильме медлительность придаёт ощущение важности происходящего. Возможно, это благодаря музыке: Кристофер Бенстед использует очень простые приёмы, которые крайне эффектно работают на фильм. Внутри сцен, когда персонаж Стэйтема куда-то молчаливо идёт, на каждый его шаг приходится по сильной доле низкого басового звучания, которая постепенно увеличивает громкость, при этом, не становясь быстрей. В результате сцена, в которой, на первый взгляд, ничего не происходит, приобретает тревожное звучание нарастающего беспокойства. А когда герои сидят, всё та же минорная музыка тянется на единой ноте, едва уловимой для слуха, но также погружающей зрителя в атмосферу неуютного ожидания драматической развязки.

Режиссура Гая Ричи очень сдержанная, практически скупая. Иногда это приводит к сценам «говорящих голов», но редко: в основном даже в диалогах присутствует действие. Каст традиционно широкий, с кучей первоклассных актёров, помимо Джейсона Стэйтема, которым есть что играть и у которых есть собственные линии. Но они никогда не перетягивают одеяло на себя – сюжет знает, кто тут главный герой и кто должен быть в центре внимания.

Собственно, именно в главном герое и заключается главное отличие ремейка от первоисточника. Гай Ричи мало изменил действие, но сделал протагониста более крутым, суровым, маскулинным – в общем, мафиози, едва скрывающего свой истинный характер. Стэйтем хорошо изображает такого персонажа, но это изменение делает ремейк несколько хуже оригинала. Сюжет фильма более драматичен, когда главный герой – обыкновенный человек, жертва обстоятельств, у него мало ресурсов для мести и неясно, сработает ли его план, в общем, «Ворошиловский стрелок», а не «Заложница». С героем Стэйтема такая история не работает. И как бы классно не было выстроено действие, как бы здорово не играли актёры, какой бы трагичной не была интонация фильма – крутой герой моментально лишает происходящее загадки и значительной доли сопереживания.

Но как криминальная драма в отрыве от «Инкассатора» и знания о первоначальном фильме «Гнев человеческий» смотрится достойно. Да, возможно, неуместные шутки немного топят атмосферу трагичности, да, герой Стэйтема почти лишён динамики – в конечном счете, фильм это особо не портит. Гай Ричи хорошо справляется с драматичным материалом, и отдельные сцены просто фантастически пронзают сердце без излишнего мелодраматизма. Возможно, дело именно в общей сдержанности, как героя, так и сценария. Именно поэтому картина получилась цельной и пронзительно красивой.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше