24 июня на онлайн платформе KION состоялась премьера польской эротической драмы «Эскортницы», режиссёром которой выступила Мария Садовска. Сценарий картины основан на документальной книге «Девушки из Дубая» журналиста Петра Крысяка. Книга приоткрывает завесу грязного мира эксклюзивного секса, наркотиков и больших денег. А также рассказывает о двойной жизни, где роскошные проститутки были не только польскими моделями, знаменитостями, финалистками местечковых конкурсов красоты, но и примерными матерями и женами. Немалая часть из них были обычными девушками, погнавшимися за глянцевой картинкой и впоследствии попавшими в сексуальное рабство. Доподлинно неизвестно какие подробности раскрывает Петр Крысяк, так как книгу невозможно приобрести ни на русском, ни на английском языках. Возможно, это действительно серьезное журналистское расследование, которое не только знакомит читателя с внутренней кухней элитных эскорт-услуг, но и рассказывает о том, как с этим бороться или позволяет глубже проникнуть в голову женщин, замотивированных подобным заработком.
Рекламные материалы к фильму настойчиво ссылаются на реальность событий, а также создают ореол некой документальности. По факту в картине нет никаких подтверждений того, что история не является полноценным художественным вымыслом. Единственное, что вызывает стопроцентное доверие так это статистика, приведенная в финале картины, и общее соответствие информации об эскорт-услугах в Дубае.
На самом деле картина акцентирует внимание не только на извращенных увлечениях влиятельных шейхов Дубая, таких как Dubai Porta Potty (является второстепенным сюжетом, затронутым вскользь). Фильм «Эскортницы» старается в целом показать жизни женщин из экономически неразвитых стран, решивших сделать секс своим денежным источником. Правда, принципиально неверно наделять всех героинь свободой выбора и возможностью распоряжаться своим телом, так как финальная статистика приводит цифры, указывающие на прогрессирование рабского труда в секс-индустрии, что рождает непримиримое несоответствие.
Вообще к фильму «Эскортницы» слишком много претензий: зрителю будет непонятен ни его заключительный посыл, ни его ключевая миссия в глобальном смысле. Вроде бы картина и сообщает о том, что даже самый дорогой экскорт – это все равно проституция, но делает это слишком неубедительно, а моментами и романтизирует происходящее на экране. Ведь девушки здесь окружены небывалой роскошью, мужчины в их постели невероятно красивы и даже нежны, а после многолетней торговли собственным телом ты, как Золушка можешь встретить богатого принца и обзавестись семьей. Да и в целом картина не берется инсценировать действительно страшные и опасные ситуации, а если они и присутствуют, то в них ответственность за происходящее возложена на героинь, а не на обстоятельства и их безвыходное положение. Надо ли говорить, что подобные истории не вызывают эмоционального отклика, но и заставляют зрителя относится к ней как к плохой сценарной выдумке.
Глупым происходящее делает не только сценарий, но и бездарная актёрская игра. Здесь нет ни одного героя, которому можно сопереживать. Складывается впечатление, что ведущие актёры максимально далеки от собственных персонажей. Они не могут изобразить боль или страдание там, где это действительно нужно. Настоящую страсть они реализовывают не с помощью телесных жестов, едва уловимых взглядов или глубокого эмоционального отклика на действия партнера в кадре, а банальной скоростью собственных движений. В глазах зрителя здесь страсть выглядит как молниеносно принятое решение: быстро целуются, быстро раздеваются и быстро занимаются сексом. Конечно, тема, освещаемая в фильме, не предполагает качественную любовную линию, но даже такой картине необходим минимальный набор базовых человеческих переживаний, чтобы проникнуться симпатией хотя бы к ключевым персонажам. Зато такой тенденции не наблюдается в моменты превосходства ведущих героев (женщин): надменность и излишнее высокомерие им удается с легкостью, что опять не вяжется с темой сексуального рабства.
Довольно серьезным недостатком становятся режиссерские решения при постановке эротических сцен. Всему виной желание режиссера создать максимально откровенную картинку, не скатившись в бытовую порнографию. Например, в большинстве сексуальных сцен актеры стараются скрыть излишние подробности собственных тел с помощью рук, что выглядит крайне нереалистично.
Еще одной проблемой становится скудное музыкальное сопровождение картины. При хронометраже длиною в 146 минут практически всегда звучит один и тот же саундтрек, который надоедает быстрее, чем происходящее на экране.
Откровенно говоря, на всех этапах производства фильма «Эскортницы» хорошо поработали только продюсеры. Они создали документальную дымку вокруг основной проблемы фильма (проблемы действительно серьезной и опасной), чем и подкупили непросвещенного зрителя. Увы, это оказалось такой же глянцевой мишурой, как и жизнь представительниц эксклюзивных эскорт-услуг.
Фильм «Эскортницы» ничему не учит, не предостерегает и тем более не освещает (или раскрывает) должным образом проблему торговли людьми с целью дальнейшего принуждения к проституции. Он даже толком не отвечает на вопрос – можно ли продать собственное тело отдельно от души? А заключительный вопросительный пассаж главной героини: сколько ты стоишь? – звучит по-детски глупо.