До проката, наконец, добирается фильм «Верность», который летом этого года на фестивале Кинотавр проходил в ранге фаворита критиков, но тогда от жюри удостоился лишь утешительного приза с невразумительной формулировкой. Впрочем, посмотрев какое, извините, ретроградское кино тогда получило главный приз, можно предположить, что «Верность» жюри скорее всего сочло фильмом слишком откровенным или даже провокационным. Недоумение же вызывает здесь то, что хоть «Верность» и преподается как беспрецедентный для российского кино эротический фильм, то это говорит больше о нашем кинематографе и обществе, а не чрезмерной откровенности самой картины, которая на деле оказывается скорее психологической драмой о человеческих отношениях, в которых секс вещь неотъемлемая.

Сюжет строится вокруг Лены (Евгения Громова), гинеколога статусной калининградской клиники. Она все чаще замечает, что ее муж Сережа (Александр Паль), артист местного театра, с кем-то постоянно переписывается в телефоне, и начинает подозревать его в изменах. Но вместо того, чтобы задать мужу прямой вопрос, Лена берет отгул на работе, едет в приморский ночной клуб и спит с первым попавшимся. На этом не останавливается, и скоро повторяет этот опыт с другим. Ее собственная измена лишь добавляет волнений к неутихающей ревности, и, не ровен час, что ее секретная и как бы настоящая жизни переплетутся.

Постельных сцен, будем дотошны, в картине всего три, они выполнены в натуралистической манере, но не без эстетства, особенно та, что в ванной, и что показательно, единственная произошедшая по любви. То, что у режиссера Сайфуллаевой наметан глаз на мизансцены эротического содержания, уже можно было заметить и по ее дебютному полному метру «Как меня зовут». В «Верности» же это уже, кажется, становится авторским почерком, но все-таки смотреть картину интересно не только поэтому.

Сайфуллаева выстраивает драматургию недомолвок и бурления эмоций под как бы непроницаемыми лицами героев, которые почему-то не могут поговорить о своих переживаниях – мотив довольно знакомый для авторского российского кино, вспомним хотя бы фильмы Бориса Хлебникова. Вследствие чего экранные супруги придумывают себе проблем больше, чем было изначально, и, как результат, изменяют отношения, кажется, безвозвратно.

Если же рассматривать «Верность» исключительно с точки зрения эволюции женского персонажа, на чем, похоже, настаивает и режиссер фильма, то можно обнаружить и свою логику: обычно дисциплинированная Лена вдруг теряет контроль над своими эмоциями и, поддаваясь порыву, вдруг находит в себе что-то новое и учится с этим жить. С таким подходом и на отношения героев после финального кадра смотришь, вдруг, оптимистично.

Своим нервом фильм обязан актерам: между Громовой и Палем в кадре действительно происходит химия. Их персонажи в минуты своих слабостей могут вызывать зрительское недоумение или раздражение своими будто бы нелогичными поступками или фразами, но в их характеры все равно веришь. Нет, «Верность» – это не самый глубокий на свете фильм о людской природе, не то чтобы цинично препарирующий человеческие отношения, но скорее это чувственное наблюдение за ними. Достаточно честное, чтобы каждый мог применить его хотя бы отчасти к своему опыту.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше