Мы всматриваемся в черный экран словно в ночное небо, на котором в такт клавишному аккомпанементу одна за одной, будто это кому-нибудь нужно, загораются звезды. Одна из них, в которой угадывается вынесенная в заголовок фильма сверхновая, светит ярче других, но вскоре гаснет в тишине, как и все, что происходит в космосе. Остается звучать лишь музыка, свойственная исключительно человеческому миру. Этот открывающий кадр вводит зрителя в нужное меланхоличное настроение, самое подходящее для этого тихого фильма.

По сюжету Колин Фёрт и Стенли Туччи играют гей-пару людей искусства Сэма и Таскера. Сэм – музыкант, Таскер – писатель, обоим за 50, и вместе они полжизни. Они путешествуют по Англии в своем доме на колесах, навещая родных, друзей и места молодости. Хоть венцом пути и должен стать концерт Сэма, но чувствуется, что их карьеры поставлены на паузу из-за прогрессирующей деменции Таскера, которая рождает чувство надвигающейся потери.

«Супернова» – второй фильм молодого британского режиссера Харри Маккуина, чья дебютная лента была также о любовной паре в путешествии. В этот раз Маккуин доводит полюбившуюся ему сюжетную формулу до кинематографического лоска, достигнутого не без влияния ветеранов производства во главе с оператором Диком Поупом и упомянутыми главными артистами. «Супернова» – картина той породы, что принято называть актерскими в хорошем смысле слова. Здесь нет ни излишней событийности, ни театральности, ни громких эмоций. Прелесть ленты как раз в паузах и умолчаниях, в тех осколках диалогов и воспоминаний, по которым мы достраиваем картину отношений героев. Да и к чему, спрашивается, слова для выражения того, что, возможно, полноценно выразить нельзя в принципе.

Кажется, и Сэм, и Таскер понимают, что эта поездка – лебединая песня их любви, хоть и поддерживая друг друга, могут говорить иное. Совместный смех и мгновения заботы обезболивают лишь на время. Все, что герои могут противопоставить смерти – только память. Само путешествие для них – это уже акт памяти. Как и перечитывание Сэмом книги Таскера, как и финальное музыкальное концертное исполнение. Фильм Маккуина, кажется, говорит не столько о принятии собственной смертности, сколько о том, через что проходит партнер, которому нужно продолжать жить.

Несмотря на инклюзивную повестку в фильме, которую наверняка многие посчитают духом текущего времени, все же «Супернова» разговаривает со зрителем о вечных категориях. О чем намекает и метафорическое название, возводящее эту маленькую частную человеческую историю в разряд универсальных. Так уж устроена наша вселенная, что ничто в ней не вечно. Единственное, что нам остается, только созерцать и чувствовать, сохранять друг друга и стараться пронести это ощущение сквозь жизнь. Мы не уходим бесследно. Давая шанс себя запомнить, мы растворяемся друг в друге подобно сверхновой, которая, озарив ночное небо последней вспышкой, сбрасывает свою звездную корону для того, чтобы из ее частиц могли появится другие миры. Даже такие далекие, как мой и твой.

АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше