Так уж сложилось, что финансирование и гранты выдают фильмам, чьи заявка, синопсис или сценарий заведомо подогнаны к определенной теме – даже если они впоследствии не используют её (как это произошло, например, с «Вратарём Галактики», получивший грант на сценарий о Льве Яшине). И в этом отношении фильм «Время года зима» Светланы Устиновой может показаться сугубо конъюнктурным: это драма, эксплуатирующая тропы российских телевизионных фильмов о Тяжёлой Женской Доле, поставлен с поддержкой фонда по борьбе с деменцией «Альцрус». Сама по себе тема имеет флёр лёгкой скандальности, а там дорога либо в свинцовый реализм, либо в надрывную мелодраму телевизионного типа. Или можно снять нормальный фильм.

Фильм «Время года зима» не только и не столько о деменции; она выступает катализатором конфликта, его метафорой и сюжетным твистом, который мог появиться и в любой другой истории. Проблемы главной героини не заключаются лишь в болезни матери, ведь деменция – отличный образ тотальной дискоммуникации с кем угодно. Но в первую очередь с семьёй – просто потому, что ты с этими людьми проводишь большую часть времени. И они же останутся с тобой, когда ты не будешь общаться ни с кем другим. Поначалу никакой деменции нет вообще, а есть вязкое (но не монотонное) усугубление семейной травмы – очень реалистичное и очень страшное. То, как все члены семьи, в особенности центральная пара персонажей, методично разрушают жизнь друг друга, замкнувшись в своих переживаниях − страшнее любого фильма ужасов. Эти конфликты находят множественные рефрены, которые могли бы просто стать линейным повторением центральной сюжетной линии, но не становятся: российское общество в принципе глубоко травмировано, особенно в интимной сфере семейных отношений. Фильм «Время года зима», несмотря на душевность отдельных светлых сцен семейного единения, по большей части напоминает психологический хоррор – когда ждёшь неминуемого ужасного конца, лишь бы это быстрее прекратилось.

Обычно такой эффект возникает в картинах с персонажами, намеренно или случайно вызывающих у зрителей раздражение. Это отчасти относится к фильму Устиновой, но вместе с этими чувствами появляются и другие – сочувствие, жалость, интерес, а под конец даже привязанность. И это связано не только с тем, что Юлия Снигирь, Евгения Добровольская и почти весь остальной состав великолепно делают свою работу и всей душой вкладываются в процесс, но и с тем, как их персонажи написаны.  Этот год – триумфальный дебют сценариста Игоря Поплаухина в полнометражном кино: сейчас выходит не только «Время года зима», но и фильм «На тебе сошёлся клином белый свет». И возможно благодаря ему «Время года зима», несмотря на тематику и центральных женских персонажей, всё же не совсем типичное женское кино. Поплаухин избежал опасности «male gaze», т.е. мужского взгляда, полностью игнорирующего женскую оптику, приписывающего женщинам то, что о них думают мужчины. Но и Светлана Устинова – режиссёр далеко не сахарный и не тяготеющий к мелодраме: уже в дебютном коротком метре «Маруся» было наглядно показано, насколько уверенно, не сентиментально и кинематографично Устинова может показывать проблемы женщин.

И этому в том числе помогает сдержанная визуальность её киноязыка. Иногда аскетизм приводит к тому, что история смотрится просто скучно и безынтересно, даже если он позволяет сосредоточиться на актёрских работах, но «Время года зима» избежали этой опасности. И хотя порой монтаж чрезмерно иллюстративен к сценарию, сами по себе операторская работа и отдельные решения сделаны мастерски и только на первый взгляд кажутся простыми. Особенно хорошо это чувствуется в сцене детского праздника (во многом рвущей душу именно за счёт удачно выбранных ракурсов и монтажа), рефреном выступающей к прологу.

 «Время года зима» – фильм преимущественно актёрский, и дуэт из растерянной, сильной, мальчиковатой Юлии Снигирь и фантастической Евгении Добровольской не только зажигает, но и привлекает к себе стопроцентный интерес зрительского внимания, а также бередит душевные раны. У мужских персонажей роли второстепенные, но органичные и местами даже нетривиальные. Единственное, к чему можно придраться, это персонаж юной Александры Бабаскиной, немного неубедительный на фоне таких прекрасно написанных взрослых. Впрочем, это всё равно стоит на голову выше любого российского детского кино и вещей типа «Дополнительного урока», так что мелкая шероховатость в образе не слишком привлекает к себе внимания.

В кои-то веки люди, законодательно сражающиеся за доминанту российского кино на российском рынке, могут быть довольны: его действительно много в пропорциональном сравнении с другими. К сожалению, это не означает, что появившиеся картины хоть чего-то стоят – внимания или тем более денег. Однако фильм «Время года зима» на этом фоне напоминает суми-э – не только по цветовой гамме, но и жанром: это тонкая монохромная работа с отдельными цветовыми кляксами, возбуждающими эмоциональное переживание – не всегда позитивное, но всегда ощутимое. Увы, зрители не любят давать шанс российской драме, особенно на сложные проблематичные темы, но это становится повод за неё бороться, потому что иначе киноэкран теряет кусочки настоящей красоты.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше