Фильм «Камон Камон» – это что-то среднее между картинами «Алиса в городах» и «Крамер против Крамера», только с прекрасным усталым Хоакином Фениксом и блистательным актёром Вуди Норманом.

Творчество Хоакина Феникса на данный момент касается прямого и косвенного исследования особенностей человеческой психики: ему это было свойственно даже при создании таких упрощённых образов, как Коммод в фильме «Гладиатор» или Мэррилл Хесс в фильме «Знаки» режиссёра М.Найта Шьямалана. Его радиожурналист Джонни из «Камон Камон» на таком фоне даже кажется образцом адекватности и моральной стойкости. Здесь он играет человека, сталкивающегося с особенным ребёнком Джесси (Вуди Норман), в чьей странности аккумулировались и душевное заболевание отца, и наследственная чудаковатость от матери (сестра главного героя Джони). Реплики Джесси очень хорошо написаны и то, как простроена линия мальчика, заслуживает восхищения. Маленький Вуди Норман затмевает собой абсолютно всё, что есть в фильме, даже Хоакина Феникса. Его Джесси – негетеронормативный мальчик с, по всей видимости, расстройством аутического спектра, обладающий такой природной, мощной харизмой, что не поддаться его обаянию невозможно. Даже если в отдельные моменты он невыносим и безобразен в истериках. По коммерческому голливудскому кинематографу складывается ощущение, будто все талантливые дети-актёры перевелись, но их просто не задействуют в крупных картинах. И очень хочется верить, что в дальнейшем Вуди Норман построит себе грандиозную карьеру, ведь он определённо лучшая часть фильма «Камон Камон». И это при таком актёрском ансамбле!

Сюжетная структура фильма странновата и не может похвастаться сбалансированностью. Это, наверное, и хорошо для авторского некоммерческого фильма, но получается так, что по сценарию герои дважды проходят через одну и ту же арку, без дополнительного укрепления отношений. «Камон Камон» не самый длинный фильм на свете, но он отчаянно нуждается в перемонтаже: как минимум десять-пятнадцать минут во втором акте он топчется на месте, не проявляя лучшим образом ни характеров главных героев, ни укрепления их отношений.

Но это всё равно очень хороший сценарий! Даже при всех структурных недостатках фильм «Камон Камон» впечатляет тем, насколько он живой и непосредственный. Майк Миллс не изменяет своему кредо и сам пишет сценарии для собственных фильмов. Это не всегда хорошая практика у режиссёров, но там, где она срабатывает, она окупается на двести процентов. То, с какой нежной человечностью подходит Миллс к своим персонажам, можно только позавидовать: они все невероятные, но очень естественные, понятные люди. Сценарий «Камон Камон» не просто материал для актёров и операторов, это очень хорошая захватывающая проза.

Влияние картины «Алиса в городах» на работу оператора заметно не только в развёртке темы путешествия мужчины и неродного ему ребёнка: это также монохромный чёрно-белый фильм. Равно как в шедевре Вендерса, фильм Майка Миллса отлично передаёт специфику каждого города, в котором оказываются главные герои, при этом, не переходя на пошлое изображение традиционных символов города. Как этого добился оператор Робби Райан – тема для очень хорошего материала про кинематографический язык Майка Миллса, но такой изумительный Нью-Йорк не появлялся на экране давно – а ведь это один из самых снимаемых городов мира. Режиссёр видеомонтажа Дженнифер Веккьярелло редко фигурирует в похвалах СМИ, но она прекрасно формирует особенный темп «Камон Камон», значительно компенсируя некоторые аспекты сценария. Пластическое движение каждого кадра выстроено практически как записи в нотной тетради; не удивимся, если в основу действительно положена именно музыкальная гармония, а не законы экранного языка.

Фильм «Камон Камон» хочется хвалить и даже перехваливать. Хочется говорить о том, что Габи Хоффманн – королева эпизода и одна из самых интересных актрис американского кино (жаль, что снимается она сравнительно редко). Что Скут МакНэри создаёт жуткий, почти хоррорный, но без перегиба образ человека, которому очень нужна помощь психиатра – и который одновременно с тем хороший отец. Что братья Десснеры записали один из лучших саундтреков в их карьере. Что Дженнифер Вендитти – одна из лучших директоров по кастингу, и нельзя преуменьшать её влияние на фильм (как и Марка Бенетта, её коллеги). Обычно излишняя восторженность играет против самого фильма, выдавая его не за то, чем он является, но в случае с «Камон Камон» это нормальная и естественная реакция, потому что его недостатки не так значительны, как достоинства; а если мы не окупим прекрасный фильм о сложностях родительского опекунства сейчас, то неизвестно когда мы ещё увидим такой прекрасный фильм на эту непростую тему. Режиссёр Майк Миллс и так редко ставит полнометражные фильмы, как минимум внимания он заслуживает абсолютно точно.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше