Детектив Майкл Фассбендер, на ярко-рыжем Mercedes-Benz, мчащемся по заснеженным склонам Норвегии, преследует серийного убийцу. Тот, каждый год, как только выпадает первый снег, убивает женщину. На месте преступления оставляя, как и положено настоящему маньяку, «визитную карточку». В данном случае – снеговика.
В предыдущих картинах Томас Альфредсон наглядно продемонстрировал умение работать в жанре триллер и экранизировать литературные произведения. Он является режиссером шпионского триллера «Шпион, выйди вон!», снятого по мотивам романа Джона Ле Каре и мистического триллера «Впусти меня» (роман Юна Айвиле Линдкваста).
Фильм «Снеговик» взял своё начало
Снеговик – фильм, основанный на одноименном произведении норвежского писателя Ю.Несбё. Седьмая по счету книга о детективе Харри Холе стала бестселлером, завоевав огромную популярность не только в Норвегии, но и по всему миру.
Интригующие повороты сюжета, харизматичный главный герой (не от мира сего, но профессионал своего дела), убийства, преисполненные особой жестокости, психопат-маньяк, мстящий миру за свое разрушенное детство и, наконец, драматическая история взаимоотношений мужчины и женщины (Гинсбург-Фассбендер) – в картине Альфредсона найдется место всему.
Фильм «Снеговик» – типичный детектив или неудачная попытка
Фабульно «Снеговик» – это типичный детективный триллер, основанный на противостоянии полицейского и маньяка, которого необходимо вычислить – история, хорошо знакомая широкому кругу зрителей. Неудивительно, что, как только роман обрел известность, им заинтересовались в «Universal», а в качестве режиссера рассматривались кандидатуры Мартина Скорсезе (стал исполнительным продюсером) и Ридли Скотта. Но еще одним, типично американским (не означает плохим) триллером, фильм не стал. «Снеговик» – необычная и парадоксальная картина. Маньяк, занимающийся лепкой снеговиков, как и пьющий полицейский на оранжевом внедорожнике – это оригинально. Фильм Альфредсона – этакий триллер по-норвежски, несмотря на присущие жанру шаблоны, пытающийся, пусть и не всегда удачно, нивелировать их.
Режиссеру, шведу по происхождению, удалось создать самобытное произведение, со своей спецификой, манерой повествования и образностью. Фильм, который отражает скандинавскую ментальность и отвечает духу времени. Совместно с художником-постановщиком Марией Джуркович и оператором Дионом Биби («Эквилибриум», «Чикаго», «Мемуары гейши») Альфредсон снял визуально эффектное и атмосферное кино. Посредством детальной проработки мизансцены, используя необычные ракурсы при съемке, панорамирование – удалось задать глубину кадра. Применяя параллельный монтаж – сохранять динамику произведения и держать зрителя в напряжении.
И все же «Снеговик», несмотря на режиссерские старания, является типичным образцом мейнстримного кино (влияние «Universal»). Но, необходимо отметить, не лишенным чувства вкуса и стиля. Фильмом, который органично и целостно выглядит в рамках избранного жанра и направления.
АВТОР НИКИТА ЗИМЕНКОВ