И вновь девочка из колодца выбирается на большие экраны кинотеатров. В очередной раз появляется пресловутая видеозапись, а героям отпущены привычные 7 дней.
«Звонки» – сиквел фильма ужасов «Звонок 2» 2005 года выпуска. Ответственный за представленную картину испанский режиссер и сценарист Ф. Хавьер Гутьеррес начал работу над фильмом в 2014 году. Проект студии «Paramount Pictures», изначально называвшийся «Звонок 3D», вышел в прокат спустя 15 лет после премьеры американской картины «Звонок» Гора Вербински. Не многие вспомнят, что «Звонок» 2002 года, с Наоми Уотс в роли журналистки Рэйчел Келлер, в свою очередь, ремейк нашумевшего японского фильма ужасов Хидео Накаты 1998 года, снятого по одноименному роману японского писателя Кодзи Судзуки.
Не вдаваясь в излишние подробности, связанные с историей Самары Морган (Садако Ямамуры в оригинальной серии книг и японской картине), упомянуть необходимо одно, мрачный образ девушки, пытающейся проникнуть в наш мир, прочно укрепился в жанровом кинематографе. Успех романа Кодзи Судзуки «Звонок», подкрепленный последующими продолжениями: «Спираль», «Петля» и «Рождение», породил ряд японских, южнокорейских и американских экранизаций, которые привели к появлению множества ответвлений и оригинальных трактовок истории жизни, брошенной на дно колодца, девочки.
«Звонки» Ф. Хавьера Гутьерреса не являются исключением в этом ряду вольных интерпретаций образа Самары Морган. Мир не стоит на месте и даже призракам приходится использовать новейшие технологии. Самара перешла на цифровые носители, теперь в ее распоряжении ноутбуки, экраны мобильных телефонов и, пользуясь открытиями цивилизации, она беспрепятственно принимается убивать людей и перебирается в наш мир. И это то немногое, что придает картине Гутьерреса определенный интерес, связывая ее как с литературным источником, так и с предыдущими фильмами. Неслучайно один из романов Судзуки назывался «Вирус», подобно ему распространяются копии кассеты. Открытый финал «Звонков» явно говорит о продолжении истории и последующем «перерождении» Самары, но рассчитывать на ее возвращение, достойное зрительского внимания, пока не приходится…
Картина испанского режиссера и сценариста заметно теряется среди прочих подобных историй. «Звонкам», использующим привычный для этого жанра набор штампов и клише, не удалось стать хоть сколь-нибудь самостоятельным и оригинальным произведением. Все, что зритель знал из предыдущих фильмов о Самаре, он найдет здесь. Не напугают его и шумовые эффекты – неожиданно появляющиеся призраки, скрип двери и все то, что он видел в сотнях подобных фильмах ужасов, а от некоторых диалогов и сюжетных нестыковок на лице возникнет улыбка. Фильм Гутьерреса предсказуем, история о группе молодых людей, посмотревших кассету и пытающихся спастись, разгадав тайну Самары Морган, не нова.
Возможно, киноистория Самары, понемногу теряя свою актуальность, подходит к концу. Американская картина 2002 года и японский фильм 1998 года пугали, они были необычны и интересны. На тот период пришелся пик популярности Самары (Садако) и даже те, кто не читал о ней книг и не видел фильмов, что-то, но знал о девочке, выползавшей из телевизора. В 2017 году перезапуск франшизы показал, что для зрительского успеха ей необходимо наличие иной трактовки, заставившей бы по-новому взглянуть и переосмыслить историю. В «Звонках» режиссеру этого сделать не удалось. Фильм не только не выдерживает сравнения с оригинальными картинами, но и критики в рамках заданного жанра.
Непросто говорить о том, понравится ли картина Ф. Хавьера Гутьерреса поклонникам книг (если таковые сегодня есть) или любителям серии американских фильмов, запущенных с легкой руки Гора Вербински. «Звонки» вряд ли станут культовым фильмом как среди прочих картин о Самаре Морган, так и среди фильмов в жанре хоррор. «Звонки», в определенной мере, фильм о подростках и для подростков, призванный не столько «пощекотать им нервы», сколько развлечь и помочь скоротать вечер.
АВТОР НИКИТА ЗИМЕНКОВ