Молли Блум, девушку с именем как у героини романа Джеймса Джойса «Улисс» с детства воспитывали чемпионкой. И, стало быть, история её обязана стать особенной. Читая как мантру, что усталость синоним слабости, девушка вошла в четвёрку лучших спортсменов в США в лыжном фристайле и точно положила бы к себе в карман олимпийскую медаль. Если бы не наехала на сучок и не распласталась на белом снегу с разбитым лицом и переломанными костями.

Большой спорт остался в прошлом, и Молли приехала в Лос-Анджелес, чтобы понежиться под знойным солнцем, скрыться от гнёта требовательного отца и собрать мысли в порядок. И вскоре стала помогать местному прожённому дельцу организовывать игры в покер для селебрити и бизнесменов.  Старательно гуглив каждый неизвестный термин и внимательно изучая взаимодействие игроков, Молли поняла, что надо становиться автономной единицей. И организовала собственное подпольное казино, оказавшееся самым дорогим и известным в мире. За несколько лет Молли Блум стала любимой персоной у таблоидов, познакомилась с русской мафией и попала в лапы к ФБР. И по классике жанра — написала мемуары, где остроумно и осторожно (не упоминая имена своих клиентов) рассказала о подноготной «большой игры».

И попала эта книга в руки самого известного сценариста современности, поклонника интеллектуальных историй и героев с несгибаемой волей Аарона Соркина («Социальная сеть», «Стив Джобс», «Человек, который изменил всё»). А после встречи с реальной Молли Блум, которая вдохновила Соркина посильнее книжной, он сразу решил, что будет снимать свой первый фильм именно о ней.

Ничего не смыслив ни в лыжном спорте, ни в покере, Соркин как всегда провёл кропотливое исследование, чтобы убедить зрителя в обратном. На экране то и дело всплывают информативные вставки и на нас сыпятся многочисленные детали: устройство лыжной трассы и креплений, карточные комбинации и финансовые схемы.

С первой сцены становится ясно, что Соркин-режиссёр ничем не хуже Соркина-сценариста.  Хотя скроен фильм классическим способом, фирменный стиль проглядывает с первых секунд. Рваный, ускоренный монтаж и типичные стремительные соркинские диалоги, похожие на пулемётную очередь сразу задают нужный ритм и динамику. Традиционно, режиссёр атакует зрителя потоком информации при этом, не заставляя его скучать. Сам режиссёр много раз говорил, мол, вслушиваться в то, что произносят его герои вовсе не обязательно. Главное, ловить интонации и нужный настрой. В случае «Большой игры» вслушиваться хочется в каждое слово — ведь их в кадре и за кадром убедительно произносит Джессика Честейн. Мы знаем, что актриса украшает абсолютно любой проект, но роль Молли Блум для неё просто подарок судьбы.

Чем зацепит фильм «Большая игра»

Режиссёр откровенно симпатизирует героине, заставляя делать тоже самое зрителей. И это даётся легко, ведь она пример волевой, эмансипированной женщины, способной ловко лавировать в мире серьёзных, опасных и очень влиятельных мужчин. С завидной настойчивостью, после каждой неудачи она расправляет свои красивые плечи и идёт вперёд. Мы таких героинь любим.

Но зацепила бы она режиссера, будь она так проста? Соркин рассказывает о Блум, как о жертве обстоятельств, человеку с правильными ценностями и ориентирами. Всё так, но кроме этого в ней есть тяга к превосходству и контролю, желание занимать привилегированное положение и всепоглощающий страх поражения. Чемпионка по натуре, она могла бы преуспеть в чём угодно, просто покер как-то подвернулся под руку. Попав в этот шаткий денежный бизнес, Молли старается вести его легально — не берёт процент от игры, не вступает в сексуальные отношения с клиентами (как бы они об этом не мечтали) да и вообще, всегда готова их поддержать и словом и делом.

И поэтому, когда женщина оказывается на скамье подсудимых — мы уже полностью сопереживаем ей. Хотя она не мягкая и податливая домохозяйка. Она расчётливый организатор подпольного казино, где просаживали астрономические суммы все звёзды Голливуда — от Тоби Магуайера (в фильме его блестяще играет Майкл Сера) до Лео ДиКаприо. И риски в виде непоняток с мафией, властями и грязные статьи в жёлтой прессе были вполне оправданы.

Надо сказать, что Соркин не прогадал с материалом для своего режиссёрского дебюта. Неординарная история, противоречивая умная героиня с железной волей, в целом довольно жизнеутверждающий посыл. Смотреть «Большую игру» приятно, ведь Соркин делает всё, чтобы зритель чувствовал себя в своей тарелке. Он не использует всяческие клише, чтобы манипулировать вниманием, доступно объясняет зрителю, что к чему (даже начинает казаться, что ты всегда знал, что такое фулл хаус, бэкдор и ривер) и подогревает любопытство, умело меняя темп развития сюжета. В «Социальной сети» ритм был таким диким, что успевал порядком утомить. В «Большой игре» Соркин дает себе волю переключиться на безмолвные медленные сцены, где Молли рассматривает свод законов и даже добавляет пару трогательных моментов, способных вызвать скупую слезу.  Чтобы картина не выглядела как исключительно интеллектуальное полотно, Соркин добавил лиричности, затронув важную для себя тему взаимоотношений отцов и детей.

Если, читая это, вы начали думать, что байопик идеален, то знайте, так оно и есть. Это сильное, цельное и стремительное кино, от которого чешется мозг и приятно сосёт под ложечкой. И пока вы вникаете в тонкости игры в покер и любуетесь Честейн, два с половиной часа пролетают с бешеной скоростью диалогов, которые произносят герои. И вызывают тот же эффект — вы не всё уловили, но почему-то в полном восторге.

АВТОР ДАРЬЯ КОЗЫРЬ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше