Автор стартующей в российском прокате «Оленьей кожи» Квентин Дюпье для многих известен как электронный музыкант под псевдонимом Mr. Oizo и клипмейкер, на рубеже 90-00-х заразивший по меньшей мере вирусным клипом «Flat Beat». В нынешнем веке Дюпье переквалифицировался в кинорежиссеры, специализируется на абсурдистских комедийных триллерах и в «Оленьей коже» себе не изменяет.
На первых же кадрах мы наблюдаем, как находящийся в душевном смятении Жорж (Жан Дюжарден) смывает в туалете на заправке свой старенький вельветовый пиджак. Дальше по дороге он заезжает к барахольщику и покупает у того куртку из оленьей кожи, приговаривая себе под нос: «о да, стиль убийцы». Выясняется, что герой переживает кризис в личных отношениях, оседает в захолустной гостинице, в тот же вечер идет выгулять новую куртку в бар по соседству и зачем-то рассказывает местным посетителям и бар-вумэн (Адель Энель), что он режиссер.
Но на самом деле он, конечно, никакой не режиссер: камеру-то получил на сдачу от покупки обновы. Как заядлый фетишист, он начинает снимать себя в куртке, куртку без себя, неизменно приговаривая что-то по-дурацки ласковое. Та ему начинает отвечать, становится как бы самостоятельным персонажем и со временем берется эксплуатировать своего хозяина. «Кожу» (которая в оригинале называется просто «Олень») хочется пересказывать в мельчайших подробностях, что стоит прекратить делать, чтобы не отбирать удовольствие у потенциального зрителя. Лента Дюпье сплошь и напрочь состоит из смешных острот и абсурдных ситуаций, то и дело заставляющих зрителя открыть рот. Это замечательно по-актерски сыгранный фильм, который снят чуть ли не на коленке (сам Дюпье выступил как режиссер, сценарист, оператор, и монтажер), что совершенно не чувствуется, и которому его маленький размер и кажущаяся необязательность играют только на руку.
Остроумие фильма не ограничивается только гэгами и шутками, пусть которыми картина и завоевывает симпатию к себе, но и заключается в рождающихся аллюзиях. Одну из них, довольно прозрачную, проговаривает сама героиня Адель Энель, мол, куртка – это символ власти вещей над человеком, маска, которая преображает своего носителя и, возможно, становится его новой кожей. С другой стороны, персонаж Дюжардена общается с курткой, как с настоящей партнершей/партнером (на минутку, на фоне очевидного семейного кризиса), психологически зависит от нее, а их отношения можно назвать токсичными.
И наконец, не будем забывать, что все свои похождения герой записывает на видеокамеру, дальше и вовсе снимает кино, которое в каком-то смысле даже становится оружием не хуже вентиляционной лопасти, попадающей в руки слетающему с катушек Жоржу. Мол, руками же всех не перебьешь, а кино – это оружие массового поражения. Так что во многом «Оленья шкура» это еще и «кино о кино», и, как следствие, кино для киноманов. А если так, то не станет сюрпризом и финал фильма, ведь каждому киноману известно, что на любого оленя найдется свой охотник.
АВТОР МИХАИЛ БОДУХИН