Прошло примерно 75 лет с момента предполагаемой смерти Анны Франк. Точная дата этого события, к сожалению, неизвестна; и хотя маленькая еврейская девочка подробно документировала свою жизнь, в концлагерь она отправилась без дневника. Формально выход фильма «Анна Франк. Параллельные истории» не приурочен ни к какому из событий, но совпадение это явно не случайное.
В оригинале у этого фильма в названии стоит «#AnneFrank»; и хотя заголовок переведён корректно и поэтично, хэштег неожиданно оказывается важным элементом повествования. Дело в том, что одним из центральных мотивов повествования становится преемственность поколений. История Анны Франк интересует не только причастных к нацистскому кошмару людей, не только первое поколение «детей войны», но и современную молодёжь. Другой вопрос, что показать эту преемственность не очень хорошо получилось, но об этом чуть ниже.
В основе «Параллельных историй» лежат, собственно, параллельные истории других девочек, попавших в Аушвиц – но при этом выживших. Уже пожилые женщины, кто-то со слезами, а кто-то с юмором в голосе, рассказывают свои истории пребывания в концлагере. Это очень интересная и здорово поданная идея, но она немного разбивается об маркетинг. Фильм позиционировался как фантазия на тему взрослой Анны Франк, какой бы она была, хотя именно этому аспекту в картине не уделяется внимание вообще. Возможно, предполагается, что, глядя на этих женщин, мы могли были вообразить судьбу Анны, но это слишком опосредованное предположение.
Однако это ничуть не вредит его эмоциональности. «Параллельные истории» принадлежат такому роду документальных фильмов, которые не столько занимаются просвещением и реконструкцией, сколько выступают в качестве эмоционального манифеста, идеологического высказывания – и это ему здорово удаётся. Сама по себе трогательная история Анны Франк замечательно перекликается с трагедиями еврейских девочек, которым повезло чуть больше, чем их родным – и чем самой Анне Франк. Отдельно хочется похвалить монтаж: он помогает проникнуться строками дневника Анны Франк и действительно передаёт идею преемственности через ассоциации и сравнительные монтажные склейки. Именно монтаж создаёт лицо фильма и оживляет потерявшие свою символическую нагрузку образы – он показывает, что именно стоит за знаменитой фотографией счастливой Анны Франк. Речь не идёт о том, что у Хелен Миррен что-то не получилось. Просто изобразительная сторона фильма немного больше передаёт заложенные темой идеи, чем сам сценарий. Хелен Миррен выступает в роли подчёркнуто старомодной рассказчицы. Она читает фрагменты из дневника Анны Франк и дополняет их некоторыми фактами или своими собственными же соображениями и эмоциями. Пожалуй, эти сцены выглядят несколько театрально, но надо отметить, что они совпадают по интонации с самим фильмом – немного декларативным и при этом чувственным.
Вот что действительно выглядит инородно, так это линия с современной девушкой, ездящей по мемориалам жертв Холокоста и … тут сложно – то ли ведущей собственное расследование, то ли желающей погрузиться в тему, то ли жаждущую понять Анну Франк. Мотивация этого персонажа неясна и при этом актриса, к сожалению, не настолько хороша (особенно в сравнении с Хелен Миррен), чтобы за ней было интересно следить даже без знания её целей и желаний. Порой складывается впечатление, будто единственное, что интересует героиню, это красивые фотографии в Инстаграме и кажущиеся лицемерными посты с традиционной эмоциональной манипуляцией. Разумеется, что это не так, и на самом деле эта девушка должна выражать истинный интерес молодёжи к этой сложной и болезненной теме, к тому же отстающая от них на добрых семьдесят лет, но она просто не выглядит убедительной. Вообще возникает вопрос – нужен ли подобный игровой элемент в истории, где уже затронута современная молодёжь. Помимо непосредственно заключённых концлагеря интервью берётся у историков, общественных работников, директора фонда Анны Франк, и в том числе у молодёжи: скрипачки, у которой большая часть родственников попала в лагеря, внуки и правнуки этих женщин… Да даже юноша, проникнувшийся историей своей бабушки и набивший в знак памяти татуировку с номером в Аушвице, воспринимается искренним и действительно неравнодушным, в отличие от единственного игрового персонажа фильма.
Наверное, «Параллельные истории» не добавят к теме Холокоста и Анны Франк ничего принципиально нового; но зато этот фильм освежит старые знания и вновь откроет начинавшую затягиваться рану. Порой это необходимо делать, чтобы мир не забывал о произошедшем и не происходило подмены понятий – подобно той, что происходит сейчас. И в таком случае эта картина совсем небесполезна; благодаря своей простоте и находчивости её даже можно было бы считать детской, если бы не рейтинг 16+ – данный, кажется, только за хроникальные кадры. Хотя именно дети стали бы отличной центральной аудиторией для «Параллельных историй». Ведь в таком случае преемственность поколений стала бы действительно работающей идеей.