Описание фильма «Я создан для тебя» режиссёра Марии Шрадер и его позиционирование как ромкома создаёт не совсем точную картину. Так что же из себя представляет фильм? В нём определённо есть романтика и комедия, которые являются доминирующими интонациями картины, но это не совсем ромком – или, если уж на то пошло, нетипичный представитель жанра. Много ли ромкомов оставляет зрителя с ощущением отчаяния и тоски, даже несмотря на условный хэппи-энд? И как часто они говорят о проблемах с берлинаровской серьёзностью?

Впрочем, отчасти «Я создан для тебя» соответствует своей аннотации. Он начинается с истинно неловких взаимоотношений скептической взрослой женщины и человека – робота, в которого загрузили все ужасающие паттерны поведения чрезмерно самоуверенных пикаперов. Эта сцена не столько смешная, сколько стыдная – но не для режиссёра, а для всех участников процесса: персонажей фильма и самих зрителей. И подобным образом строится весь юмор в фильме: его неловкость, абсолютно намеренная, наполняет собой каждый этап взаимодействия Альмы и Тома – кроме той части фильма, когда в дело вступает безысходная романтика. Она, с одной стороны, искренняя и прекрасная, в отличие от тех шаблонных попыток Тома разгадать взгляд главной героини на любовь, но с другой – как минимум один участник этого процесса понимает, что никакой любви нет и быть не может. Есть лишь химические реакции в мозгу, стимулированные правильно подобранным поведением.

Эту мысль героиня проговаривает эксплицитно в кадр, в самый напряжённый момент драматической кульминации. Из режиссуры финала подразумевается, что она неверна, что любовь – это нечто большее, чем определённый способ стимулирования мозговых клеток, но, исходя из фактов картины, именно она в итоге и остаётся доминирующей. Вряд ли потому, что сценаристы и режиссёр что-то просмотрели и выпустили историю с трагическим несовпадением посыла и кульминации. Просто сама постановка вопроса о том, что такое любовь и можно ли любовь сымитировать неизбежно приводит к довольно депрессивным размышлениям – особенно если речь идёт не о чём-то духовном и неосязаемом, а о том, имеет ли любовь физическое выражение. Эти размышления идут намного дальше, чем позволено в стандартном ромкоме – беззубо оптимистичном и счастливом жанре, провозглашающим торжество чувств над разумом. «Я создан для тебя» же показывает, что полное отключение разума невозможно, а если и возможно, то это может привести к чудовищным последствиям.

И финальный монолог героини хотя и подаётся в ироническом ключе разочаровавшегося в жизни человека, но декларирует неоспоримые истины. Например, что симуляция эмоциональной близости и теплоты глубоко неэтично – не только по отношению к людям, но и роботам. Что это провоцирует эмоциональный инфантилизм. И что удобство в отношениях воспитывает людей, не готовых к реальной социализации. Это всё довольно мрачные идеи, но «Я создан для тебя» отлично подаёт их с иронией и лёгкостью, как раз присущей жанру ромкома. Неудивительно, что фильм получил награду на Берлинаре, но при этом он не давит на зрителя.

Игра актёров ровно настолько же сдержанна и работает на тонких намёках, как и отношения главных героев. И хотя дуэт сильной и внутренне надломленной героини Марии Эггерт и приятного андроида с застывшим взглядом в исполнении Дэна Стивенса хорошо ведёт фильм и демонстрирует интересную динамику развития, хотелось бы отметить эпизодическую роль Сандры Хюллер. Её образ отлично передаёт дух фильма – персонаж балансирует между эмоциональной трогательностью, корпоративной бездушностью и жутковатостью.

Вообще сочетание жутковатости и трогательности – это основной эмоциональный слепок «Я создан для тебя». В то время как конкуренты по жанру провозглашают любовь всепобеждающей силой, игнорирующей все препятствия (в том числе и видовые), «Я создан для тебя» встаёт перед препятствиями во весь рост и обращает на них внимание. От этого может быть некомфортно, но, в конечном счёте, фильм остаётся достаточно искренним, чтобы в него можно было погрузиться и откликнуться всеми чувствами на его историю. К каким бы печальным выводам она бы в итоге не приводила, несмотря на хэппи-энд.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше