Красивая производственная драма о любви в гипермаркете
Художники любят ставить себе ограничения — ведь если нет стен, можно пойти куда глаза глядят. А если их целых четыре и ты внутри комнаты, неизбежно приходится быть изобретательным и думать, что можно извлечь из этого пространства.
У немецкого режиссёра Томаса Штубера было два таких ограничения — трогательная новелла Клеменса Мейера в качестве источника, и идея поместить героя в типичный немецкий гипермаркет. Он пригласил в проект немецкого Хоакина Феникса Франца Роговского («Хэппи энд») и Сандру Хюллер («Тони Эрдманн») составивших какой-то абсолютно магнетический актёрский тандем. В итоге снял талантливую и самую красивую историю на Берлинале в этом году.
После просмотра трейлера так и хочется поставить на эту тонкую и определённо очень глубокую производственную драму штампик «love story». Она конечно же про любовь, но не столько к другому, сколько к самому себе. А ещё про красоту, которой много даже в самой непримечательной прозаической жизни работника сетевого магазина.
Никто и не подозревает, как течёт жизнь людей, большую часть дня раскладывающих товары на полки, составляя их в аккуратные ряды. Здесь случаются и вспышки счастья и трагедии, а случайный служащий может оказаться романтиком с большим сердцем. Как например, Кристиан — молчаливый парень, работающий в отделе напитков. В соседнем ряду, работает дерзкая укладчица сладостей Марион, в которую герой влюбляется почти с первого взгляда, точнее подглядывания. Девушку он часто видит только сквозь продовольственные стеллажи. И изредка у кофейного автомата. Но ведь для любви и этого достаточно?
В каждый кадр Штубер мастерски прячет одно и то же послание — какой искренней и красивой может быть повседневность самого простого человека. Герои передвигаются между рядами магазина под музыку Штрауса, Марион узнаёт звуки моря в рычании машины погрузчика, а Кристиан слышит щебетание птиц, когда видит коллегу.
Но романтическая сторона совсем не затмевает другую — реальную. Безденежье, многолетние депрессии, гнетущее одиночество за пределами работы, обшарпанные квартиры из которых хочется убежать, маргинальные друзья, которые тянут на дно. Работники магазина простодушно удивляются желанию детей поступать в вуз. Зачем, если можно получить нормальную профессию грузчика. Всё это непростая жизнь рабочего класса и иногда хочется её оборвать, засунув голову в петлю.
Штубер наделяет своих героев добродушием и фантазией, которая уводит их от опасного обрыва. Они умеют видеть красивое, где даже самые привилегированные члены общества ничего не разглядят с лупой и умеют находить повод для радости. Работник склада понимает, что никогда не побывает на Ибице, но ведь можно позагорать под УФ-лампой на заднем дворе маркета. А возможность урвать списанный товар может поднять настроение на целый день.
Так и Кристиан, наделённый природной добротой, не утратил её во время самых грозных жизненных бурь. А такое, согласитесь, удаётся не каждому.
Вот так вот в самой банальной локации, практически не уводя зрителя за её пределы, режиссёр создает настоящее сказочное королевство. И умудряется вместо довольно мрачной истории (какой она могла бы стать, если бы у руля стоял кто-то другой) подарить нам большое кино о маленьком человеке. Без надрыва, без пошлости и пафоса, без трагедий и без сентиментальных пилюль. Настоящее чудо.