Версию «Красавицы и Чудовища» Мамору Хосоды ждало с нетерпением не только анимешное сообщество по всему миру. Ведь уже много лет Мамору Хосода входит в число тех режиссёров аниме, которых смотрят даже люди, не обращающие внимания на этот жанр. И пусть его имя не настолько впечатывает в землю уважением, как Хаяо Миядзаки или Макото Синкая, но его работы постоянно становятся частью вполне цивильных кинофестивалей. Вот, например, «Белль» (в русском переводе «Красавица и дракон») с триумфом встретили на Каннском фестивале, провозгласив тем самым однозначный переход аниме-индустрии из старого-доброго дедовского 2D к модному эффектному 3D. Этот процесс, конечно, происходит уже много лет, и начался он совсем не с Мамору Хосоды. Такое единогласное принятие прежде узколокальной кинематографической элитой («Аю и ведьму» от Ghibli встретили как раз более чем прохладно) не может в дальнейшем не сказаться на жанре.

И это поразительно с учётом того, насколько же слабая цифровая анимация в фильме. Блоки с 3D разрабатывала Studio Chizu – далеко не премьерная студия в области цифровой анимации. При этом перед ними стояла огромная задача: нарисовать, воплотить и отрендерить волшебный мир с миллионами (без преувеличений) объектов, гигантской картой и панорамами, охватывающими бесконечное пространство. И, если не смотреть на анимацию, а только на шоты (то есть на отдельные главные кадры), то аниме «Красавица и дракон» выглядит фантастично: у него прекрасные и необыкновенные дизайны, в целом достойная фактуризация, прекрасная постановка кадра… И всё это действительно впечатляет, пока персонажи не начнут двигаться и не станет понятно, что их движения тормозят даже на кинотеатральном просмотре. Это первое на моей памяти полнометражное аниме, в котором проблемы с анимацией возникают даже на уровне липсинга – совпадения движения губ с озвучкой. И не только с русской или английской, в японской версии герои также едва шевелят анемичными губами и произносят явно не то, что записано на звуке. Аниме «Красавица и дракон» возвращает ощущение ранних нулевых и первых просмотров онлайн, когда видео постоянно тормозило и искажало качество изначально прекрасного продукта. И игнорировать это невозможно: сюжетные блоки в виртуальной реальности такие же важные, как и в реальности настоящей, а там-то – прекрасное, великолепно анимированное 2D! И сравнения неизбежны!

Сюжетно же аниме «Красавица и дракон» рассчитано исключительно на подростковую аудиторию. Если точнее – сценарий пытается затрагивать проблемы виртуальной реальности, социальных сетей и зыбкости человеческого имиджа, но, по сути, это стандартная фантастика, забегающая на территорию сёдзе-аниме (аниме для девочек, как правило, касающихся школьной романтики, но не только).

Главная героиня – несчастная девочка-сирота, у которой есть необыкновенный талант – прекрасный голос. Она пытается реализовать свой талант, скрываясь за аватаркой прекрасной женщины. Подобная история, несомненно, является отсылкой к старому американскому мультсериалу «Джем и голограммы» (где тоже юная девушка скрывала свою личность за разработанной ИИ голограммой в виде прекрасной певицы с розовыми волосами), но это лишь экспозиция сюжета. Мотивация персонажей и формирование сеттинга отдают наивностью, свойственной подростковой литературе: что фантастический сюжет, что любовный, что протекающий в реальной повседневности пестрят невероятными поворотами и непростительными допущениями. Главной героине ничего не стоит спонтанно сесть на самолёт до Токио, как-то оформить на себя билеты без денег и разрешения отца, а потом ещё противостоять на равных агрессивному взрослому мужчине.

Если смотреть с той точки зрения, что это всё сладенькая сказка, то от просмотра даже можно получить удовольствие. Но для сладенькой сказки уж слишком много попыток научно обосновать невероятный мир виртуальной метавселенной. Также очень много сил затрачено на разработку глубоких психологических портретов, что должно сделать персонажей чуть глубже, чем они есть на самом деле. И это странно, потому что вообще-то Мамору Хосода хорош в раскрытии мира подростковых страстей – недаром «Летние войны» считаются первым шедевром в его фильмографии. Но в «Красавице и драконе» почти каждый поступок героев отдаёт неверистичной театральностью и преувеличенностью. И это если не задумываться о том, как вообще функционирует гигантская глобальная виар-соцсеть.

Аниме «Красавица и дракон» не то чтобы шаг назад для Хосоды – если рассматривать технические аспекты мультфильма, то это во многом даже прорывная работа. Как минимум это самый амбициозный проект во всей его фильмографии – такого масштаба не было раньше. Но относительно сценария «Красавица и дракон» вызывает странные ощущения: уж в чём-чём, а в наивности и поверхности Хосоду не обвинишь. Возможно, это была попытка освоить подростковый рынок – рассказать такую историю, которую стопроцентно усвоит ровесница главной героини. И тогда это в какой-то степени достижение; жаль только оно достигается методом отключения головного мозга на время просмотра. Зато красивенько.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше