В 2013 году Тацуюки Нагаи, режиссёр таких телевизионных аниме-хитов, как «Торадора» и «Некий научный Рейлган», выпустит дебютную полнометражную картину «Невиданный цветок. Фильм». Это было дополнение к одноимённому сериалу «Невиданный цветок», частично расширявшее вселенную и историю персонажей. Вышедший же в 2019-ом году второй полнометражный фильм режиссёра, «Она видела небо», так же относится к вселенной «Невиданного цветка», но, если об этом не узнавать специально, то эта связь будет неочевидной, ведь «Она видела небо» представляет альтернативную историю с совершенно другими персонажами. Похоже, что Тацуюки Нагаи пробует свои силы в создании ориджинов (т.е. оригинальных историй, не связанных с никакими существовавшими до них франшизами), но то ли не уверен в своих силах, то ли по каким-то причинам привязан к «Невиданному цветку». В общем, «Она видела небо» на самом деле не является оригинальным фантастическим фильмом, хотя во всём мире, равнодушному к франшизе «Невиданного цветка», она будет позиционироваться именно так. Какое это имеет значение? Ну, небольшое имеет: дело в том, что «Она видела небо» практически не использует своё фантастическое допущение, а когда использует, то это вызывает вопросы.
Сюжет рассказывает о девочке Аой. Сейчас она шестнадцатилетний подросток, а тринадцать лет назад её родители погибли и оставили их с сестрой вдвоём. Это сильно сломало им жизнь, но вовсе не так, как вы бы могли подумать: дело в том, что сестра главной героини, Акане, хотела со своим парнем перебраться в столицу, а теперь не может, так как вынуждена следить за Аой. Это разбило сердце её парню, Синно, и он в одиночку уехал в Токио. Теперь Аой выросла: она мрачна, молчалива и играет на бас-гитаре. Но вдруг она открыла для себя, что в заброшенном домике посреди леса живёт прежний Синно – тот самый, восемнадцатилетний, которому бы сейчас за тридцать должно было стукнуть. Он не может выйти за пределы домика, но сохранил свой идеализм, веру в будущее и любовь к Акане…
На фантастическую составляющую сюжета картина «Она видела небо» практически не напирает. Эта история посвящена исключительно человеческому аспекту: юношескому стремлению к мечте и исполнению своих желаний; уже возрастному разочарованию от жизни и любви – в общем, кризис среднего возраста, но раскрытый с неожиданной точки зрения. Дело в том, что вырваться из маленького городка мечтали не только Акане с Синно, но и почти все прочие персонажи фильма (ну, как минимум центральные). Однако их ожидания сталкиваются с реальным опытом человека, попытавшегося реализоваться в столице – и достигшего, мягко говоря, среднего уровня. Сам Тацуюки Нагаи родился в префектуре Ниигата – симпатичном, очень зелёном, но не обделённом вниманием туристов месте, так что, вероятно, он знает, о чём снимает фильм. Вообще аниме не про жизнь в центральных городах не такое частое явление: всё-таки ЦА аниме, как правило, проживает в крупных городах и не слишком интересуется проблемами провинции. В японских СМИ высказывается подозрение, что такая акцентированная пейзанская направленность фильма связана с развивающейся в последние годы политикой привлечения японцев к жизни и работе в провинции. Скорее всего, это предположение справедливо, другой вопрос, что мораль «где родился, там и пригодился» хорошо инкорпорирована в фильм и создаёт неплохой стержень для истории.
Другое дело, что сам сюжет рассыпается и плохо структурирован. «Она видела небо» содержит веер замечательных сцен и идей, хорошие основы для персонажей, но всё это слабо раскрывается: в середине фильма мало что происходит и, по сути, для финала истории не играет никакого значения. Возьмут ли девочку в столичную группу? Да какая разница, если эти сцены будут постоянно перебиваться любовным пятиугольником, а в финале об этом вообще забудут и разрешат только личный конфликт трёх (фактически четырёх) персонажей! Важна ли динамика отношений второстепенных и первостепенных персонажей? Не всегда: по сути, всё сведётся к конфликту центральных персонажей, а второстепенные отвалятся как ненужные и перестанут перетягивать одеяло на себя. Фантастический элемент поначалу кажется интересным и образным, но в конце герои нарушают главное правило этого фантастического элемента (непонятно почему) и приходят к развязке благодаря внезапно открывшимся суперспособностям. Да, понятное дело, это метафора, но прежде фильм придерживался реалистического настроя и уже имел одну метафору, которая строила вокруг себя сюжет. И когда она разваливается не потому, что герои совершили духовный рост и что-то про себя поняли, а потому что дальше сюжета не будет… Это не создаёт впечатление сказочного волшебного сюжета, который в поэтической-аллегорической форме говорит о взрослении и страсти молодости. Наоборот, кажется, будто без deus ex machina и нарушение главной условности сюжета ради банального сценарного удобства.
Анимация и стиль мультфильма так же не поражает. Сам визуальный облик мультфильма, впрочем, неплох, но в нём нет ничего выразительного – даже по меркам выбранного реалистического направления, где дизайны персонажей почти не бывают гротескными или шаржированными. Порой в отдельных сценах страдает колоринг, и сцены просто кажутся очень блёклыми – при том, что фоны и решения сцен далеко не фантастические, как у других режиссёров. Образ неба появляется буквально в последний момент (несмотря на название), и оно не поражает воображение, как у Хаяо Миядзаки или главного любителя облаков Макото Синкая – сложно поразиться безыскусной голубой пеленой, в которой не чувствуется ни масштаб, ни фантастическое бесконечное пространство реального неба.
«Она видела небо» претендует на то, чтобы быть важным аниме для японского рынка, чтобы его не считали просто альтернативным фанфиком вселенной «Невиданного цветка», чтобы выразить беспокойство поколения тридцатилетних разочарованных инфантильных анимешников и дать надежду молодым ребятам из не-столичных регионов Японии. Но по факту грандиозная песнь поколения схлопнулась в замкнутую мелодраму и проблемы конкретных трёх (четырёх) человек. Грустно. Но, с другой стороны, поучительно.