«Здравствуй, мир» – первый оригинальный проект в фильмографии уже утвердившего себя сериалами режиссёра Томохико Ито. Это не значит, что он не снимал полного метра раньше – например, он участвовал в таких важных и интересных проектах, как «Девочка, покорившая время» и «Летние войны». Просто в них он выступал как сорежиссёр и помощник режиссёра, либо работал в рамках уже разработанной  франшизы, и потому такие фильмы нельзя считать ориджинал – т.е. отдельными самодостаточными историями, не связанными с уже имеющимися произведениями.

«Здравствуй, мир» – первая самостоятельная работа Томохико Ито, и, надо сказать, весьма удачная. Это цельная картина с гармонично построенным сценарием, в котором нет драматургической слабины. Конечно, сериальное прошлое режиссёра ощущается довольно отчётливо – в фильме происходит множество событий, каждое из которых потенциально можно растянуть на две-три серии. Однако, они скомпонованы достаточно аккуратно и не вызывают ощущения поспешности или недосказанности. Иногда такие достоинства сопровождают слабые и скучные работы, в которых их идеальная срежиссированность идёт не от понимания замысла и задумки, а от бесчувственной конвеерности (увы, свойственной аниме-индустрии, даже для полнометражных картин).

К счастью, «Здравствуй, мир» к ним не относится – его сеттинг, может быть, несколько вторичен от работ Макото Синкая или Мамору Хосиды, но сама по себе рассказанная история увлекательна. В «Здравствуй, мир» главный герой, Наоми Катагаки, сталкивается со своей взрослой копией из недалекого будущего. Пришелец уговаривает Наоми сначала поближе познакомиться с одной девушкой, затем начать с ней встречаться… и спасти от удара молнией на мосту.

Аниме очень любит истории про путешествия во времени и временные парадоксы. А ещё аниме любит тему сожалений об ошибках прошлого или утрате счастливого будущего. И «Здравствуй, мир» не добавляет ничего принципиально нового к этим темам: более того, он, очевидно, использует чужие сюжетные элементы. Дело в том, что главный герой – не вполне человек… как и все вокруг него. Он – запись прошлого от реального мира, и потому его можно использовать для перезаписи каких-либо событий. То есть, по сути, это «Матрица». С очевидными отсылками к «Началу», «Интерстеллару», «Они среди нас» и другим фантастическим фильмам (что интересно, западного, а не японского происхождения). Это не пустое копирование и не прямой плагиат первоисточника – в конце концов, сама «Матрица» сделана под вдохновением от аниме – но эти совпадения слишком навязчивы, чтобы их можно было игнорировать. Никто не предлагает принять синюю или красную таблетку, но сражение с множеством одинаковых моделей системы, а также переворачивающийся город слишком недвусмысленно отсылают к другим произведениям мягкой НФ – и это порой мешает просмотру. Потому что мультфильм вполне может держаться за оригинальные историю и положения собственного мира, костыли-отсылки, чтобы лучше понять его устройство, не нужны. При этом он не является оммажем, то есть нельзя сказать, что это средоточие всех штампов научной фантастики (хотя их вполне достаточно).

Надо отдать должное – сюжет «Здравствуй, мир!» действительно хорош! Он одновременно фантастичен и глубоко лиричен, как это свойственно японской фантастике. Ни одна из линий не перебивает другую и не кажется ненужным дополнением. Нежные эмоциональные сцены отлично сочетаются с напряжённым экшеном, а лейтмотив мирового заговора не перебивает центральный для мультфильма мотив подростковой романтики.

Немного сложнее ситуация обстоит с главными героями. Если Наоми-первый типичный ОЯШ (обычный японский школьник), а у его возлюбленной считай и нет собственного характера, то на их фоне странно выделяется Наоми-второй, он же Сенсей. У него более интересные мотивы, он намного лучше раскрыт как персонаж, он совершает намного больше действий, чем протагонист… Из-за этого он кажется  более объемным, и возникает желание наблюдать за ним и его трагедией. При этом отношения Наоми-первого и Итигиё действительно кажутся трогательными: это такая специфическая романтика Макото Синкая, когда характеры главных героев едва намечены, но главное между ними – это ощущение первой любви, нежная, бытовая трогательность и очарование мимолётной молодости.

«Здравствуй, мир» не сильно выделяется из похожих научно-фантастических аниме про подростковую любовь; но он очень приятен и даже очарователен в своей простоте. Жаль, что он не получил большого проката. С другой стороны, интернет-пользователи относятся к аниме гораздо терпимее, чем средние посетители кинотеатров. Хотелось бы верить, что коронавирус пойдёт прокату аниме в России на пользу.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше