В российских СМИ «Спирит непокорный» подаётся как сиквел «Спирита: Душа прерий», однако, это не совсем так. «Спирит непокорный» – это что-то типа спешл-приквела к мультсериалу на Нетфликсе, который, в потенциале, является полноценным продолжением приключений Спирита. Но на самом деле акцент здесь сделан в пользу девочки Лаки, которая подружилась и со Спиритом, и его предыдущим хозяином-другом. Это очень важно проговорить, поскольку этот момент объясняет, в общем-то, всё: и качество анимации, и странную смену жанра и аудитории, и совершенно иной подход к повествованию, но обо всём по порядку.

Если рассматривать «Спирита непокорного» в отрыве от первоисточника, то это просто сугубо жанровая мелодрама с элементами приключений и комедии, рассчитанная на девочек от семи до тринадцати. И только на них – мальчиков того же возраста или старше-младше, не говоря уже о взрослых людях, «Спирит непокорный» вряд ли зацепит. И совсем не потому, что главные героини – девочки: просто его изобразительный ряд, особенности демонстрации героинь, специфический юмор – всё это как будто пришло родом из «Барби и её сёстры в Сказке о Пони».  И пусть розового здесь мало, а девочки проактивные, – это не сильно меняет положение дел. Помимо сюжета про злых браконьеров и дружбу с лошадкой «Спирит непокорный» концентрируется на стереотипных проблемах анимационных девочек-подростков. К сожалению, он их не исследует и не рассматривает в неожиданном ключе, так что если ребёнок видел хоть один подобный фильм (про то, как волевая девочка не хочет быть леди, а хочет скакать на лошадках по прериям Дикого Запада), то и «Спирит» для него откровением не станет. Для взрослого же зрителя вторичность проекта станет особенно болезненной, потому что помимо удивительной неоригинальности «Спирит» обладает большими пробелами в морали, которую пытается донести маленьким зрительницам, да и просто непоследователен в сюжете. Но стоит отметить, что взаимодействие персонажей (но не сами персонажи!) прописано хорошо и порой даже интересно: например, антагонист, что редкость для фильмов такого рода, в самом начале даже совершает хороший поступок для героини. Не то чтобы он переставал от этого быть шаблонным злодеем вестерна, но, по крайней мере, здесь есть хоть что-то интересное. А взаимодействие Лаки и Спирита в паре сцен даже достигает почти сильного эмоционального воздействия, так что если ребёнку в первую очередь интересно отношения героя с животным, то тут ему есть на что посмотреть.

Анимация же в свою очередь довольно функциональная – как и музыка, монтаж и всё остальное. Самая большая неудача – это дизайны: словно художник-постановщик Пол Дункан не вполне мог решить, тяготеют ли фигуры к анимационной условности или же они реалистичные. В итоге получились, с одной стороны, приближённые к реальности фигуры персонажей, а с другой – почти анимешные лица с пугающими пропорциями, у которых ещё и лицевая анимация страдает, так что нарисованные от руки (пусть и на компьютере) фигурки выглядят недоигрывающими. Это кажется фантастически невозможным, но, однако у «Спирита» эмоционального разнообразия на лицах героев намного меньше, чем у обруганной всеми критиками «Ае и ведьме» – при том, что сам по себе мультфильм объективно лучше сделан.

Тем не менее, ругай не ругай, а как развлечение для детей «Спирит непокорный» вполне подходит. Да, вы не услышите гогота на шутках, и скорее всего он запомнится только отлично анимированными лошадками и несколькими хорошо поставленными сценами. Но, в конечном счёте, он не ужасен – просто типичен. А в сердца зрителей порой западают даже сугубо примитивные вещи.

И вот тут вступает в игру другой аспект – преемственность. И относительно преемственности «Спирит непокорный» не выдерживает никакой критики. Не только потому, что среднее, далеко не самое дорогое 3D не сравнится с волшебством рисованной анимации. Просто первый «Спирит», несмотря на отдельные провисания в сюжете, был вещью в какой-то степени культовой, обращающейся к широкой группе зрителей и рассказывающей мощную историю с красивым посылом и нестандартным подходом к повествованию. Да, он не настолько немой, насколько его помнят: лошади пусть и не разговаривают, но закадрового голоса было вполне достаточно. И сам факт сделать протагониста немым – это рискованно и это интересно. Противостояние грандиозного могучего духа Спирита с человеческим желанием обуздать природу казалось невероятным; это был пусть и понятный, но всё равно неоднозначный и захватывающий конфликт. «Спирит непокорный» же просто вариация на тему «Освободите Вилли», только без взрослых тем, без взрослых персонажей и без какого-либо творческого подхода к делу. Вы увидите типовых персонажей, типовые диалоги, типовые конфликты и типовую музыку, которая вылетает из ушей ровно в тот момент, как только её перестаёшь слушать. Нет ничего зазорного в том, чтобы сделать не великий фильм после великого, но куда сложнее объяснить, почему не было никаких амбиций и никакого интереса к конечному продукту – даже хотя бы на уровне детского девичьего мультика про лошадок.

Конечно, это не самое оскорбительно-неудачное продолжение из возможных: мультфильм всё-таки способен развлечь, просто при соблюдении определённых условий. Но жаль, что даже при всех скидках на простоту и незатейливость, дать ему особо и нечего.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше