У мексиканской анимации много общего с анимацией европейской и в частности российской. Рынок внутри страны слишком маленький, чтобы обеспечивать хоть какие-то доходы, поэтому практически нет вложений в авторскую анимацию и проекты, требующие чего-то сложнее дешёвого 3D. Мультфильм «Коати. Легенда джунглей» отличается от средней детской мультипликации из стран Латинской Америки только тем, что это рисованная анимация, но не классическая, а выполненная сугубо на компьютере для оптимизации процесса. В некоторых случаях этого вполне достаточно: люди постарше предаются ностальгии по рисунку из юных лет, а дети получают свою порцию ярких подвижных картинок. Конечно, сборы у таких работ несравнимы со сборами дешёвого 3D – по разным причинам, в том числе социологическим, но какую-то известность некоторые фильмы могут и получить… Жаль, что «Коати» к их числу вряд ли можно отнести.
Это дебютный фильм Родриго Переза-Кастро – человека, который никогда не занимался ни анимированием, ни сценарной работой, а в основном сидел в художественном департаменте двух диснеевских сиквелов и студии Blue Sky (причём не на главных проектах, а на штуках типа «Рио 2», «Ледниковый период 5» и «Фердинанд»). И «Коати» ощущается фильмом, снятым человеком, не слишком погружённым в анимацию как в вид искусства. Фактура мультфильма здесь стандартная – латиноамериканские джунгли, но при этом присутствует интересный выбор животных на главных ролях. Но очарование мексиканской фауны проходит моментально, как только становится понятно, что животные анимированы не в соответствии с их видом, а как банальные кошки-собачки-лягушки и ещё парочка крылатых животных. Самый показательный в этом отношении момент – это сцена мультяшного спасения, в котором Коати растягивает свой хвост и как бы катапультирует себя и друга на противоположный утёс. Мультяшная логика уместна и оправдана в мультфильмах, но не тогда, когда животные подразумеваются более-менее реальными, пусть даже и сформировавшими странное общество.
Богатство фауны – одно из немногих интересных достижений «Коати»; к этому можно приплюсовать и особенности их характеров, тесно завязанных на их виде. Например, лягушка, кажущаяся другим омерзительной из-за просвечивающихся сквозь кожу внутренних органов или бабочка, врезающаяся во всё подряд из-за сломанного усика – это интересные находки, которым бы не помешало более профессиональное воплощение. Потому что в итоге все эти яркие наблюдения из фактов животного мира сводятся к одной или двум шуткам. Ни о богатстве характеров персонажей, ни об их интересном раскрытии речи не идёт: это максимально простые и броские стереотипы, которые уже которое десятилетие не могут умереть в коммерческой анимации.
И это тесно связано со сценарием фильма – также неизобретательным и пресным. Мультфильм «Коати. Легенда джунглей» – это очередная история про Избранного. Архетипическая простота не должна становиться скучной примитивностью: нет ничего плохого в хороших героях и плохих злодеях, если по итогу их история будет интересна. История же «Коати» сводится к набору клише, в том числе и на уровне решения каждой отдельной сцены. Единственное, чего вряд ли кто-то будет ожидать, так это шуток про женскую грудь… у змеи. Непонятно, зачем и как, но они присутствуют, и иметь с этим дело придётся самому зрителю.
Можно было бы похвалить анимацию, которая действительно сочная и местами с интересными дизайнами. Но тоже не особо хочется, потому что в итоге работа Переза-Кастро над диснеевскими сиквелами на VHS ощущается особенно ярко и болезненно: у предметов часто пропадает объём и светотень, а наложение 3D-объектов на очень мыльные и смазанные фоны выглядит на уровне мультфильмов почти двадцатилетней давности. Музыка, которая не впечатляет и даже не вызывает примарного желания ей подыграть: конечно, никто не ждёт Лил-Мануэля Миранду на саундтреке, но неспособность запомнить ни одной песни из мюзикла – это впечатляющее достижение. Опять же, как в диснеевских сиквелах 90-х.
Родриго Перез-Кастро очевидно хотел повторить успех фильма «Рио», выпущенного студией, которой он отдал много лет своей карьеры. «Рио» так же рассказывал о родине режиссёра с точки зрения редкого и уникального животного; только вот там сеттинг доминировал над повествованием. В «Рио» можно посмотреть на анимационный Рио-да-Жанейро – главный источник вдохновения и сюжета. На что смотреть в «Коати. Легенде джунглей» – сказать сложно: да, дети на полтора часа посмотрят на милых анимированных животных, может быть, посмеются и благополучно забудут о том, что видели. Это не то чтобы плохо – такой сценарий взаимоотношений детей с контентом практикуется каждой первой семьёй. Но грустно, что мультфильм способен только занять глаза на полтора часа. Даже не мозг: думать над сюжетом «Коати» крайне не рекомендуется.