«Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречён тосковать о нём». Эти слова Леонардо да Винчи послужили бы отличным эпиграфом к картине: цитата близка фильму Тома Харпера не только по мысли, но и по духу — сочетанию простоты, красоты и чистосердечной патетики. «Аэронавты» — это перехватывающая дыхание свобода полёта и сводящая с ума бесконечность неба, это сказка об осуществлении сокровенной мечты и быль о героях своего времени, это ода непостижимости красоты мира и гимн человеку, в природе которого — жажда невозможного.

  Лента британского режиссера Тома Харпера, известного широкому зрителю по работе над сериалами «Острые козырьки» (Peaky Blinders), «Отбросы» (Misfits) и мини-сериалом «Война и мир» (War & Peace, 2016), рассказывает историю непримиримой воздухоплавательницы Амелии Рен (Фелисити Джонс) и талантливого ученого-метеоролога Джеймса Глейшера (Эдди Редмейн). Над нетривиальными идеями молодого исследователя потешаются видные учёные мужи, а желание пилотессы отправиться в полёт на воздушном шаре в ущерб устройству личной жизни и занятию приличествующего женщине положения жены выглядит сумасбродством в глазах её старшей сестры. Вместе героям предстоит сразиться со стихией и внутренними демонами, чтобы взлететь на небывалую высоту и сделать звезды ближе. Персонаж Редмейна — реально существовавшая личность: английский метеоролог и аэронавт Джеймс Глейшер известен прежде всего легендарным полётом 1862 года, когда ему совместно с co-pilot Генри Трейси Коксвеллом удалось подняться на невиданную доселе высоту. Коксвелл по понятным кинематографическим причинам трансформировался в Амелию Рен, чей образ также основан на личности Софи Бланшар — первой женщины, профессионально занимавшейся воздухоплаванием.

Место действия — Викторианская Англия, демонстрирующая себя лишь в открывающих сценах и картонных флэшбэках: львиную долю экранного времени мы проводим с героями на воздушном шаре — в дали пространств и времён, за пределами реальности, где каждый человек ближе к секретам мироздания и сердцу Вселенной. На безымянной высоте уязвимо не только тело, но и душа: здесь станут явными тайные страхи и откроются старые раны. На глазах у звёзд можно быть только самим собой, и, чтобы до них дотянуться, необходимо коснуться собственной души и рассказать её другому человеку…

  «Аэронавты» — одна из тех историй о битве со стихией и самим собой, которые мы видели сотни раз, но с удовольствием посмотрим в сто первый глазами одаренного рассказчика. Отраженные на экране сказки-были о силе духе, вызывающие в памяти снежно-мужественные образы из произведений Джека Лондона, никогда не перестанут притягивать зрителей: очевидно, что мы смотрим эти фильмы не ради твистов в духе «Игры престолов», а с тем чтобы ощутить реальность чуда, поверить в непобедимость человека и тем самым прикоснуться к бессмертию.

  «Аэронавтов» всё же можно упрекнуть в шаблонности образов и прямолинейности мотивировок, плоских диалогах и пресловутых затянутых флэшбэках, но не нужно: во-первых, исполненный вкуса режиссерский взгляд и обаяние актерского дуэта в значительной степени искупают вышеперечисленные сценарные грехи, а во-вторых, нельзя забывать, что фильм приключенческий, и со своей главной задачей — погрузить нас в атмосферу порывисто-стремительного полёта, увлечь и захватить — вполне справляется. Очевидным недостатком выглядит проговаривание незамысловатых идей вслух, но, с другой стороны, почему бы и нет, если истина глаголет устами Фелисти Джонс и Эдди Редмейна. Да, имя актрисы стоит на первом месте, и это не дань моде или женская солидарность автора, хотя феминистские мотивы в картине довольно настойчивы: спойлерить не будем, но именно героиня Джонс — формальный и неформальный лидер тандема. К слову, кульминационная сцена с участием Амелии замечательно удалась: от лицезрения цепляющейся продрогшими пальцами за верёвки девушки — мороз по коже, и чуть ли не в буквальном смысле: головокружительная высота и цепенящий холод ощущаются почти физически.

Вообще, акрофобам смотреть «Аэронавтов» горячо не рекомендуется: изобразительный образ фильма получился не просто дивно красивым, но иммерсивно-реалистичным и въедливо убедительным — в проработке мира Харперу и его команде не откажешь. Для съемок картины был специально сконструирован аэростат, и актеры действительно парили над землей, но не совсем одни: в корзине воздушного шара умело прятался настоящий пилот, а вокруг летали дроны и вертолеты, нагруженные съемочной аппаратурой.  Впрочем, едва ли можно было ожидать небрежности в деталях от авторов божественных «Peaky Blinders»: помимо Тома Харпера, к созданию визуально безупречной истории о семействе Шелби с небесноглазым Томми во главе приложили руку оператор «Аэронавтов» Джордж Стил и монтажёр Марк Экерсли.

  «Не переставай смотреть вверх!»; «Нет ничего загадочнее и прекраснее звезд на небе»; «Мы не меняем мир, просто глядя на него, — мы меняем мир, выбирая то, как живем в нем», — именно об этом наивные и милые «Аэронавты» — история о храбрых мечтателях, нашедших себя и друг друга меж звёзд и облаков. Кажется, как раз о них писал Валерий Брюсов в одном из самых нежных своих стихотворений:

…Так, заброшены на землю, к небу всходим мы, любя…

    Я люблю тебя и небо, только небо и тебя.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше