Путешествие на каноэ от Шеффервилла до залива Унгава по следам индейского племени Монтанье; вояж с супругой и годовалой дочерью через Скалистые горы на Аляску; экспедиция «Сибирская Одиссея», в ходе которой за 4 месяца был преодолён 8000-километровый маршрут от озера Байкал до столицы России… Это лишь некоторые факты биографии француза Николя Ванье — писателя, режиссёра и просто лихого искателя приключений, превратившего увлечение романами Фенимора Купера и Джека Лондона в образ жизни. Начинал странствующий auteur с документальных лент и прозы, но с недавнего времени увлёкся игровым кино, экранизировав серию повестей Сесиль Обри «Белль и Себастьян» (Belle et Sébastien) и рассказав историю городского мальчика Поля, попавшего в объятья таинственного Леса («Как прогулять школу с пользой», L’école buissonnière).

  В центре нового художественного фильма режиссёра-путешественника — эксцентричный ученый-орнитолог Кристиан (Жан-Поль Рув), посвятивший жизнь спасению диких гусей, и его сын — типичный современный подросток Тома (Луис Васкес), сутками зависающий в смартфоне. Однажды гламурная мама (Мелани Дотей) в сопровождении нового ухажера привозит мальчика к чудаковатому папе на каникулы в деревню, что предсказуемо приводит Тома в ужас: вай-фая нет — только гуси. На этом беды подростка не заканчиваются: отец задумал «усыновить» выводок гусят, с тем чтобы обучить пернатых новому маршруту перелёта: пути перемещения, выбираемые мигрирующими птицами, стали чересчур опасными, и вид оказался на грани исчезновения…

В основе картины — невероятная реальная история: в 1995 году французский орнитолог Кристиан Муллек, расправив крылья специально сконструированного сверхлегкого дельтаплана, отправился из Швеции в Германию со стаей белолобых гусей, для того чтобы установить новые безопасные маршруты миграции птиц, минуя области, где их отстреливали охотники. Пернатые покорно следовали за орнитологом: после консультаций с зоопсихологом, одним из основоположников этологии Конрадом Лоренцом, Муллек применил открытый ученым закон импринтинга, согласно которому малыш-гусёнок считает матерью того, кого первым увидит. Муллек приучал еще не вылупившихся птенцов к голосу новой мамы —  шуму мотора летательного аппарата — и щеголял перед пробившими скорлупу малышами в причудливом коричневом балахоне, скрывавшем от глазок гусят человеческий силуэт. После успешно проведенной воздушной спецоперации — пернатым удалось запомнить указанный учёным путь — изобретательный орнитолог начал регулярно организовывать подобные экспедиции, направляя птичьи стаи по надёжным маршрутам. Впоследствии знаменитый «гусиный папа» обзавёлся комфортабельным двухместным мотодельтапланом, так что теперь любой желающий может стать частью уникального проекта и посмотреть на мир в буквальном смысле с высоты птичьего полёта.

«Расправь крылья» — чуткое и дивно красивое семейное кино, после просмотра которого хочется вырваться из оглупляюще-зомбирующей вселенной гаджетов и прикоснуться к миру настоящему. Выйдя из кинотеатра, вы не уставитесь в телефон, а поднимите глаза к небу и остро ощутите, что оно больше никогда не будет таким, как в эту самую секунду. Вы крепко обнимете любимых и скажете им самые важные и простые слова — вот почему этот простой фильм — важный.

  Картина Николя Ванье — это и ода заоблачной красоте природы, кроткое восхищение неиссякаемостью её чудес, призыв ценить и оберегать нашу Землю, и трогательная история о восстановлении семьи, о бесценной дружбе папы и сына, о взрослении и недетской отваге. Ванье было важно напомнить своему герою, нам и самому себе, что беззаветная преданность своему делу, одержимость мечтой подчас приводят к потере самого главного — взаимопонимания с близкими. Очевидно, что причиной размолвки родителей Тома стал своеобразный образ жизни отца — чудного большого ребёнка, грезящего миссией спасения птиц, и нежелание успешной в глазах общества матери идти на компромисс. Мы слишком часто не слышим друг друга не потому, что не можем, а потому что не хотим, предпочитая воздвигать стены из принципов и этим гордиться. У нас с любимыми гораздо больше общего, чем может порой казаться, и то, что явилось причиной раздора, запросто может стать питающей отношения силой, — на пальцах объясняет режиссёр в картине.

В оригинале лента называется «Donne moi des ailes», что в переводе с французского — «дай мне крылья». Давайте дадим шанс друг другу, любви, смартфонозависимым детям, одержимым работой родителям, самым невообразимым затеям, самым сумасбродным мечтам! Давайте дадим крылья природе, давайте поможем выжить ангелоподобным птицам! —  с интонацией восторженного ребёнка восклицает своим фильмом Николя Ванье. — Посмотрите, какая красота! А красота необыкновенная — изобразительный ряд, безусловно, одно из главных достоинств картины: камера мастеровитого оператора Эрика Гишара — та же птица, парящая в заоблачных лесах. Безусловно, Ванье наследует знаменитым «Птицам» (Le peuple migrateur, 2001) Жака Перрена, Жака Клюзо и Мишеля Деба — фильму, совершившему переворот в документальном кинематографе: тогда впервые в истории кино пернатых снимали во время перелёта.

  «Расправь крылья» — картина по сути детская, наивная, не лишенная длиннот, местами приторная и шаблонно-назидательная, но есть в ней чудо научного и человеческого подвига, романтика небес и кружащая голову иллюзия полёта, чистая доброта и трогательная нежность. Такой фильм мог снять только по-настоящему счастливый человек, влюблённый в жизнь мечтатель, следующий за сладкоголосой птицей юности. Посмотрѝте этот фильм, и, возможно, вы тоже услышите её зов.

 

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше