Фильм «Мастер и Маргарита» –  это экранизация одноимённого модернистского романа Михаила Булгакова. Режиссёр Михаил Локшин дебютировал лентой «Серебряные коньки», выполненной в сказочном, утопическом стиле. В новом фильме мы увидим экспериментальное развитие этой стилистики, неканоничную трактовку известного произведения, а также звёздный состав отечественного и зарубежного кино.

В Москве 30-ых годов талантливый писатель (мастер) подвергается идеологической травле. Отвергнутый коллегами, главный герой знакомится с иностранцем Воландом, вокруг которого происходят фантасмагорические события, затягивающие мастера. А после встречи писателя с Маргаритой начинается роковая любовная линия, занимающая центральное место в нарративе. Любовь вдохновляет мастера на написание романа, воплощающегося в реальность. Кино снято по мотивам книги, но со многими изменениями.

Художественный мир фильма – это антиутопическое эклектичное пространство, в котором сплелись эстетика сталинского ампира, золотая эпоха джаза и мрачная дьявольская готика. В этом ирреальном мире не только существуют трамвайные пути рядом с Патриаршими прудами (как в книге), но и реализован генплан реконструкции Москвы 1935-ого года, предстающий перед нами огромным небоскрёбом Дворца Советов с бесконечными вымышленными сталинскими высотками. Персонажи одеты по моде «Великого Гэтсби», на протяжении всего фильма в столице СССР играет джаз, а Воланд и его свита распространяют вокруг себя геометричный морок готической мистерии. Альтернативная вселенная фильма настраивает на альтернативную рецепцию сюжета и персонажей.

Фильм «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина не повторяет в точности книгу и не подражает одноимённому сериалу Владимира Бортко. Сериал Бортко трагичный и философский, снятый слово в слово по роману, а кино Локшина – глумливое, фантастическое, выходящее за пределы книги. Самый интересный метатекстуальный приём новой ленты – это образ мастера, вобравшего в себя черты самого Булгакова. Мастер не только подстрижен “под Булгакова”, но также проживает некоторую часть биографии автора. Вообще, история мастера раскрыта гораздо больше, чем в книге. Он не просто проводник «той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…», а личность с собственным прошлым. С интересного ракурса нам предстаёт и новый Воланд. Он не почтенный пафосный профессор, а трикстер и насмешник в духе Джокера из вселенной комиксов.

Главные роли исполняют Евгений Цыганов (мастер), Юлия Снигирь (Маргарита) и немецкий актёр Аугуст Диль (Воланд), говорящий в фильме иногда на русском, но в основном на родном языке. Евгению Цыганову удалось воплотить как мастера, так и Булгакова, а его роман с главной героиней, как известно, происходит и вне кино. Интересно, что в фильме участвует популярное трио: Евгений Цыганов, Александр Яценко (Алоизий)  и Яна Сексте (медсестра), известных зрителю по сериалу «Оттепель». Кота Бегемота очень живо и убедительно озвучивает Юра Борисов. В этом фильме много хороших актёров за чьей игрой интересно наблюдать, благо трёхчасовое кино предоставляет каждому актёру достаточно хронометража.

Сценарий у фильма достаточно сложный, истории вкладываются одна в другую, как матрёшки. Развитие событий быстрое и стремительное, иногда даже немного перегруженное для восприятия. Проработанную драматургию и психологизм получают только главные герои. Хотя оригинальный сюжет романа в фильме переосмысляется, в сценарии сохранены все каноничные фразы из книги, ставшие крылатыми выражениями. Поскольку сюжет витиеватый, имеет смысл повторить содержание произведения перед просмотром. Если такой возможности нет, то кино приобретёт черты красивой загадки в стиле картин Дэвида Линча, что тоже интересный опыт.

Роман «Мастер и Маргарита» – невероятно важное произведение в русской литературе. Это единственная книга, в которую влюбляются школьники и которая захватывает нечитающих людей. Из-за такой популярности «Мастера и Маргариту» стало неприлично любить в снобских филологических кругах. В любом случае, этот роман стал частью нашего культурного кода и, возможно, благодаря экспериментальному фильму Михаила Локшина, этой книгой заинтересуются за рубежом. На фильм стоит сходить тем, кто любит роман, чтобы увидеть необычное прочтение и эклектичную эстетику. Кому книга не нравится, тоже смогут получить удовольствие от кино, так как оно отходит от оригинала. По этой же причине не стоит подменять чтение книги просмотром фильма.

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше