Мультфильм «Эрнест и Селестина: Новые приключения» 2022 года частично основан на одноимённой серии книг. Это, с одной стороны, давало возможность на продолжение: книги-то ещё есть, разные, почему бы действительно не заняться их воплощением? С другой, сам фильм замкнут на самом себе: если ему и нужно было продолжение, то в виде вертикального сериала про жизнь мишки и мышки (чем, собственно, книги и являлись). С третьей стороны, «Эрнест и Селестина» собрали сравнительно хорошо для двухмерного мультфильма – и тогда, может быть, всё-таки сиквел нужен…Может быть, но явно не такой.
Продолжить тему противостояния общества и индивида, затронутую в первой части, решение разумное. Она может быть трактована как угодно широко и самыми разнообразными способами; «Новые приключения» пошли по пути эскалации конфликта. В мультфильме демонстрируется общество медведей, которое ещё более радикально в своих запретах, чем то, в котором жил Эрнест в первом фильме. Это общество, запрещающее разнообразие (в данном случае музыкальное) и подвергающее тюремному заключению всех инаковых. Проблема очевидна, и методы её решения: сначала партизанство, а потом показательный волевой акт неповиновения… но в этот момент «Новым приключениям» отказывает чувство вкуса. Да, сказкам свойственно преувеличение и огрубление конфликта и не рациональное решение ситуации, но красивое и образное… однако патетичное выступление творческого интеллигента уже заметно поистрепалось всем подростковым и детским кино 2010-х, обожающих этот троп, что никакой возвышенности и солидарности не возникает. Вообще сценарий мультфильмы «Эрнест и Селестина: Новые приключения» тяготеет к простым, уже отработанным решениям: героев ведёт либо глупость, либо феноменальная удача, повороты сюжета обоснованы примерно тем же, а замечательные и очень обаятельные образы главных героев в итоге скатываются к неприятным шаблонам глупой и нетактичной девочки и бунтаря поневоле. Эрнесту повезло чуть больше, чем Селестине, просто потому, что мультфильм в основном про него и раскрывает тайны его прошлого – и это интересная линия, которая, увы, обрывается повторением уже устаревшего приёма.
В конечном счёте сценарий просто невероятно ленив. Наивность делает сказки очаровательными, но есть грань, когда наивность и поэтическое обобщение становится просто потаканием простым решениям. Нет ничего плохого в таинственном бунтовщике в маске или в горячем желании помочь случайным сирым, но лёгкая смена аж целого государственного строя после одной, даже не самой вдохновляющей речи просто потому, что плохие герои одумались и перестали делать вещи, которые они совершали в течение многих лет – это нечто совсем иное.
Ну и невозможно пройти мимо слона в комнате. Это даже не намёк: страна, из которой родом Эрнест, Россия. Причём в самом первосортном клюквенном воплощении – с медведями в бобровых шапках и славянской вязью на указателях. Балалаек и икры нет, зато есть снежные горы на подступах к стране (в которой, как ни странно, лето), а местные жители говорят в оригинале с карикатурным акцентом. Дело не в том, что Россию нельзя изображать ни в каком свете, кроме позитивного. Просто поиск соответствий (очевидных и без лупы) между современностью и этим воплощением анимационной России полностью затмевает собой то, что это поверхностный стереотип о стране с перманентным авторитарным режимом и подавлением всяческих свобод. Не будет удивительно, если кто-нибудь напишет жалобу на мультфильм, это неизбежно – и очень плохо, но показ набора клишированных сцен из условной дикой России пытается подменить собой анализ авторитаризма.
На этом фоне хвалить анимацию даже неудобно: конечно, это Жюльен Шен и Жан-Кристоф Роже с их столетней историей прекрасной французской анимации, естественно, она бесподобна. Прекрасные акварельные задники, удивительная цветовая палитра, и – ну хоть кто-то помнит о том, насколько же важна полифония музыки и изображения! То, как анимированы тут музыкальные сцены, практически сродни «Фантазии» – но та уходила в эскапизм и фэнтезийность, а «Эрнест и Селестина» показывают, как музыка заряжает собой всё пространство. Ритм, синхронность фаз движений и музыкальных тактов: музыка буквально переносится с экрана в зрительный зал. Это просто поразительно… пока сюжет не поднимает свою уродливую голову.
Вопреки сказанному, мультфильм «Эрнест и Селестина: Новые приключения» нуждаются в зрителе. Двухмерная анимация стала чем-то вроде мамонта – с той лишь разницей, что её ещё можно спасти. Мультфильм «Эрнест и Селестина» – выдающееся кино, и свою необыкновенность оно передало и сиквелу. Просто… не давайте неприятному узнаванию некоторых реалий затмить собой все существующие недостатки.