Фильм Мария Магдалина – вторая полнометражная картина Гарта Дэвиса. Предыдущая лента австралийского режиссера «Лев» получила несколько номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус», пользовалась успехом у критики и публики. И, хотя «Магдалина» -произведение, которое выглядит многообещающе (заявленная тема, библейский сюжет), фильм не имеет какой-либо фестивальной истории и подобного «Льву» признания (несмотря на стремление авторов понравиться).

«Лев» являлся весьма личным фильмом, который на основе трагедии мальчика из индийских трущоб говорил об общегосударственной проблеме («Каждый год в Индии пропадает около 80.000 детей» – гласил финальный титр). В «Марии Магдалине» ситуация обратна: от новозаветного сюжета авторы сводят действие к локальному конфликту –  тяжелое положение женщины в обществе.

В основе фильма «Мария Магдалина» лежит библейский сюжет

«Мария Магдалина» – фильм, в основе которого лежит переработанный библейский сюжет о жизни Христа. Однако, в центре внимания режиссера история последовательницы Христа – Марии из Магдалы. В трактовке Гарта Дэвиса и сценаристок Филиппы Гослетт и Хелен Эдмундсон Мария предстает как сильная, свободная женщина, отринувшая предрассудки и являющаяся главным выразителем идей равенства и, в частности, феминизма.

Мария (ее играет Руни Мара) испытывает конфликты в семье. Роль женщины в царящем патриархальном обществе ее не устраивает и она, встретив Иисуса (его играет Хоакин Феникс), уходит с ним. Порвав с прошлым, Мария становится не просто последовательницей Христа, той, которая присутствовала при его распятии и первой узнала о его воскрешении, но единственной (в отличие от всех мужчин апостолов), кто понял природу учения Христа: пока Мария говорит о том, что царство небесное внутри нас, апостолы объясняют речи учителя как воины, ради свержения римской власти, готовые к революции.

Фильм «Мария Магдалина» и ситуация в современном мире

Тематически «Мария Магдалина» – актуальный (в разрезе последних Голливудских скандалов) фильм. Используя сюжет библии, перекладывая его на нынешние реалии, авторы говорят о волнующей их современной ситуации. Модель, выстроенная режиссером, прямолинейна и проста: фильм повествует как о проблемах разного рода неравенства (женщина-апостол, темнокожий Петр), так и предостерегает от крайних проявлений борьбы, где главным посланием режиссера являются слова феминистки – Магдалины о том, что мы должны измениться сами, прежде чем менять мир.

И если тема фильма может казаться актуальной, то такой message не только не нов, но, всякий раз проговариваемый героями, выглядит нарочито. Так, в финальном монологе Магдалины, объясняющей апостолам учение Христа, нетрудно усмотреть послание Гослетт и Эдмундсон, продиктованное не столько их феминистическим настроем, сколько желанием понравится аудитории – проверенная годами формула (возрождение= очищение, т.е. не нужно устраивать феминистический переворот, важно измениться внутренне) призвана примирить представителей разных религиозных воззрений и людей, обладающих различными взглядами по поводу равноправия.

«Мария Магдалина» – картина, которая могла стать интересной, по-новому взглянувшей на историю Христа и роль женщины в обществе, но, вместо того, чтобы говорить о проблемах, она неожиданно уходит в патетику и нравоучение, вместо того, чтобы задавать вопросы, она отвечает на каждый из них, а вся идейность умещается в одной фразе, несомненно важной, но выглядящей искусственно.

АВТОР НИКИТА ЗИМЕНКОВ

Другие работы Показать больше
Наши рекомендации Показать больше