Через створку в дверь недостроенного дома ломится одноглазый мужчина. Он явно страдает какой-то манией, выглядит странно, ведёт себя пугающе и убеждает девушку внутри, что хочет её защитить от чужака, пробравшегося в дом. Кажется, дилеммы здесь и быть не может, открывать ей дверь или нет. Но зритель ведь помнит, какое кино смотрит на экране, а сама картина это прекрасно осознаёт. Да и о мистическом присутствии в этом доме сообщают заранее. Реальный вопрос, повисающий в воздухе: что именно в устах этого безумца – правда? И что опаснее, угроза внутри или снаружи? Так рождается сцена открытия фильма «Астрал. Медиум», один из самых эффектных хоррор-эпизодов этого года. Жгучий саспенс, интригующая загадка, криповые образы, всё здесь расставлено, как по нотам.
Убийство этой девушки становится лишь катализатором большой картины, радикально отличающейся по настроению от такого вступления. Спустя год муж погибшей уже, кажется, научился жить дальше, а её сестру-близнеца, медиума по имени Дарси, вместе с которой они и изучали паранормальное, до сих пор гложет роковой случай. Не доверяя версии со сбежавшим пациентом из психбольницы, убившем её сестру, на годовщину её смерти Дарси возвращается в злосчастный дом, чтобы узнать правду, используя свои способности.
Эстетически новый хит от Shudder впитал в себя целую плеяду классических хоррор-клише. Здесь есть и психушка с садистами-смотрителями; и маньяк во впечатляюще жуткой маске; и кабинет мистических редкостей, как у Гильермо дель Торо или семьи Уорренов; и вудуизм со спиритическим големом; и каменный особняк посреди ирландских полей, который каким-то образом смогли позволить себе главные герои. Причём не готический, а наоборот, очень актуально обставленный, в духе современных фильмов про дома с привидениями. Даже уязвимая, но чрезвычайно сильная женщина-медиум – тоже своего рода стереотип, вдоль и поперёк объезженный Джеймсом Ваном. Но всё это – напускное, жанровая обёртка без должной реализации для отвода глаз, пока в своём сердце кино видит себя семейной трагедией.
На экране разворачивается схватка между духовным и скептичным (читай, искренним и циничным), детектив оказывается посвящён не столько поиску убийцы, сколько вскрытию гнили, накопившейся в с виду идеальных отношениях. Это должна быть история о том, как губительный материализм идёт нога в ногу с жестокостью, а самые паранормальные события в жизни оказываются наиболее прозаичными и по-человечески жестокими.
Но шаткая конструкция сюжета сыпется от местных твистов: герои страдают не только недостаточной мотивированностью, но и простым отсутствием чётко прописанных образов. Их отношения мутные, эмоции неразборчивы, а действия кажутся банально натянутыми. Многие элементы в картине выглядят пустым нагромождением. Например, с помпой заявленный на экране магазинчик Дарси служит лишь для очень грубого чеховского ружья с единственным предметом, о котором нам дали знать, а её речь про «разоблачение» в конце фильма противоречит следующим же действиям, что она совершает.
Корнем проблемы, кажется, стала как раз структура сюжета, которая рассказывает о ключевых событиях в формате «пост-». В итоге всё то самое «напускное» мы наблюдаем собственными глазами, а о самых важных конфликтах, сердцевине истории, лишь слушаем скупые воспоминания. Это, безусловно, делает фильм «Астрал. Медиум» неидеальным. В обоих своих ипостасях, и как жанровый ужастик, и как семейная драма, он работает с переменным успехом. Но трудно отрицать, что это весьма здравый независимый хоррор с интересной проблематикой и рядом жутких находок. Крепкий релиз для любителей жанра и вполне рабочая ступень в творчестве Дэмиэна Маккарти.