Ежегодно киноделы всех мастей взваливают на себя ответственность за создание новогодней атмосферы в умах уставших к концу года зрителей. В преддверии зимних праздников начинается ожесточённая борьба за звание лучшего рождественского фильма, который по праву станет если не культовым, то хотя бы войдёт в список традиционной новогодней кинотеки. В этом году в предпраздничную гонку вступили кинопрокатные компании «Атмосфера Кино» и Arna Media со своим комедийным хоррором «Гномы. Новогодний беспредел», который выйдет на большие экраны 14 декабря.
Молодая американская семья переезжает в холодную снежную Норвегию в канун нового года. Здесь их ожидает достойное наследство от трагически умершего дяди. Красивый уютный дом очень нравится новым жильцам, а вот большой старый сарай навевает тоску и тревогу. К счастью, это не проблема, ведь его можно переделать в современный мини-отель. Однако их планам не суждено сбыться, потому что в подвале амбара притаилось многовековое зло в лице амбарных гномов, способных хладнокровно избавиться от любого, кто нарушит их покой.
Режиссёр картины Магнус Магнер наиболее известен по сериалам «Банши» и «Агенты Щ.И.Т.», а также по яркому провокационному телесериалу «Уилл», заслужившему множество положительных отзывов от кинокритиков. В этот раз Магнер ступает на территорию ужасов, безжалостно нарушая его устоявшиеся границы и правила, он превращает фильм «Гномы. Новогодний беспредел» из хоррора в мрачную новогоднюю сказку, разбавленную нотами чёрного юмора.
Вообще назвать картину хоррором или триллером крайне сложно, когда главным антагонистом являются гномы – существа, которые в литературных сказках и фэнтези всегда были положительными персонажами (за исключением немецкого фольклора). Собирательный образ гнома в основном представляет собой доброго карлика, любящего честный труд и способного помочь в беде (так и выходит в итоге), но никак не кровожадного мстительного убийцу. Художники по картине попытались исправить это досадное упущение с помощью визуального преображения, однако это не помогло, ведь, несмотря на сморщенную кожу, светящиеся глаза и суровую мимику, злые гномы по-прежнему сохраняют добродушный вид, а их внешние метаморфозы свидетельствуют лишь о вредном характере и не более. Дела обстояли бы гораздо лучше, если бы их место заняли другие мифические герои, например, гоблины или леприконы (хотя и тут не всё просто).
Но не только по этой причине фильму «Гномы» не удаётся быть хоть немного устрашающим, откровенно говоря, саспенс у картины отсутствует полностью. Такие жанры как хоррор, ужасы и триллер базируются ещё и на мощном чувстве отвращения, вызываемом у зрителя в моменты насильственных смертей. Однако подобных сцен в картине катастрофически мало, а точнее их всего две, но и те настолько театральны и неестественны, что неспособны напугать даже ребёнка (возрастная цензура в недоумении). Обычно в таких случаях на помощь приходит глубокий социальный подтекст, и здесь он тоже есть, правда не столь значимый (а также совсем не пугающий) и крайне недоработанный. Всё вышеперечисленное не позволяет стать «Гномам» даже классической новогодней страшилкой и уводит историю в сторону добродушного фэнтези.
Несмотря на это фильм «Гномы. Новогодний беспредел» прекрасно справляется с возложенной на него задачей – поднимает настроение, создает праздничную атмосферу и даже иногда изрядно веселит. Таким фильмом приятно насладиться в кинотеатре с глинтвейном в подстаканнике сразу после прогулки в торговом центре, пестрящим новогодним антуражем, или дома, сидя возле ёлки с гоголь-моголем в руках. В общем, фильм однозначно зарядит новогодним настроением, главное, чтобы напиток был соответствующий.